Прошло три недели с того момента, как ставшие привычными платежные терминалы должны были сделаться «абсолютно прозрачными». Это, конечно, не означает, что мы теперь можем с интересом наблюдать, как сторублевая купюра путешествует по недрам автомата. Зато ее виртуальный путь от этого автомата на счет вашего телефона прекрасно виден налоговым органам. С 1 апреля согласно новому закону все терминалы должны быть оборудованы фискальными регистраторами — такими же устройствами, как и кассовые аппараты в магазинах.
Только вот платить за «прозрачность» приходится нам с вами — комиссия за оплату, например, мобильной связи, заметно выросла. К тому же к началу действия нового закона многие компании не успели установить на терминалы нужное оборудование. Как результат — почти половина автоматов в Москве не работает.
Несите ваши денежки
— Почему у меня с сотни десять рублей забрали, хотя раньше было шесть? Вы чего там накрутили? — возмущается мужчина, забежавший в магазин пополнить баланс мобильного. Девушка за кассой виновато хлопает ресницами и разводит руками:
— Ничего не знаю, эти терминалы к нашему магазину вообще никакого отношения не имеют. Как стояли, так и стоят.
По словам кассира Ольги, ругаться
— Все говорят, что комиссия выросла. Да мы и сами заметили — тоже здесь же платим, — рассказывает девушка.
Решив проверить, насколько обоснован народный гнев, отправляемся мучить терминалы самой простой услугой — оплатой мобильной связи.
После пятиминутной прогулки в поисках моментального автомата оплаты становится ясно, что новый закон о кассовых чеках сработал поразительно быстро: привычные стойки не работают через одну. На дисплее терминала у автобусной остановки обнаруживается бумажка с красноречивой надписью «НЕТ». По дороге к метро таких же молчаливых устройств обнаружилось еще штук пять. Причина проста — владельцы не успели поставить кассовую «начинку», а без нее с 1 апреля работать запрещено. У станций метро, несмотря на «естественный отбор», выбор терминалов довольно богат, и аппараты частенько трутся друг о друга боками.
Пять, семь, восемь… кто больше?
Итак, первый, принадлежащий платежной системе Moby pay. Чек, выведенный автоматом, рассказал, что за услугу перевода 100 рублей мы отдали владельцу терминала 7. Разменяв 500 рублей, переходим к следующей стойке. Владелец — компания «Новоплат». Уже набрав на мониторе номер телефона, задаемся вопросом: а можно ли узнать размер комиссии до того, как автомат примет у тебя деньги и выдаст грозную надпись, что обратно их ни за что не вернет? Да, почти всегда можно. И почти всегда размер комиссии варьируется в зависимости от суммы, которую вы хотите внести. Некоторые автоматы даже демонстрируют довольно большую таблицу, которая выскакивает после нажатия клавиши «Информация о комиссии». Итак, «Новоплат» оценивает перевод сотни на счет уже в 8 рублей.
Далее — Sprint net. Тут все сложнее. Если захочешь внести не круглую сумму и не являешься закадычным другом математики, без калькулятора не обойтись. Формула такова: до 99 рублей — ровно 5 рублей, свыше — 5% плюс 1 рубль. Со ста целковых выходит 6. Еще по-божески. Многофункциональная стойка «Мосинфо» берет за работу 7,5%. Один из крупнейших владельцев терминалов «Элекснет» обещает комиссию 5,89%, но не менее 4 рублей. Поэтому из уплаченного полтинника по назначению дойдет только 46 рублей. А это уже целых 8%, а никак не 5,89.
Видавший виды автомат, закрытый на амбарный почти замок, — без опознавательных знаков. И только после изучения монитора становится ясно, что он работает с платежной системой QIWI. После первого же действия пишет, что на чек можно не рассчитывать. Зато про комиссию рассказывает долго: до 20 рублей — не менее 3 рублей, до 50 — не менее 4…
И последний терминал — удобная будка с объявлением, что нас снимает скрытая камера. Терминал в ней о комиссии не рассказывает, но SMS через минуту возвещает: комиссия составила 7 рублей при оплате 100.
— Терминалы принадлежат разным владельцам, — объясняет представитель Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. — В связи с тем, что комиссию при проведении платежей никто не контролирует, устанавливают ее компании сами.
Коммерсанты своего не упустят
Подытожим наш краткий поход. С 350 рублей (три раза по 100 и 50) мы заплатили 25 рублей. То есть в среднем 7,1%. До вступления в силу нового закона комиссия составляла около 5%, то есть в среднем услуги подорожали примерно на 2%. Как говорят участники рынка, повышение комиссий было вполне ожидаемо. Расходы на фискализацию (установку кассового оборудования) составляют единовременно от 17 до 35 тысяч рублей плюс ежемесячно еще 1000 рублей на обслуживание. При том что сам терминал стоит около 70 тысяч. То есть потратиться владельцам сети, к примеру, из ста устройств пришлось прилично. Откуда брать деньги на покрытие затрат? Конечно, из кармана клиентов. Причем, по подсчетам аналитиков, компании умудряются не только отбить расходы на новую технику, но и неплохо заработать на новом законе. Если раньше один терминал приносил своему владельцу до 60 тысяч рублей в месяц, то теперь доход может составить до 150 тысяч.
Свою роль сыграл и тот факт, что терминалов действительно стало меньше (порядка 40% не успели оснастить необходимой по закону техникой), а спрос на них никуда не делся.
— Снизилась конкуренция, а значит, владельцы терминалов могут позволить себе поднимать комиссию, — говорит Борис Ким.
Часть компаний, по подсчетам НАУЭТ, до 45%, предпочла вместо установки кассового оборудования заключить договор с банком — в этом случае кассовые чеки не требуются. Однако сотрудничество с кредитной организацией тоже стоит денег, до 2% оборота, а потому комиссии растут и в таких терминалах.
— В какой-то момент у потребителя просто сработает переключатель — лучше я пройду лишние пятьсот метров до банкомата, но заплачу дешевле, — считает Борис Ким.
Советы от «КП»
Экономим на комиссиях
При наличии банковской карты можно воспользоваться услугами банкомата или интернет-банкинга. Как правило, комиссия здесь либо не взимается, либо минимальна.
В крупных салонах сотовой связи также можно без комиссии оплатить не только мобильник, но Интернет, IP-телефонию, авиабилеты и др.
Следите за акциями и бонусами платежных систем. Например, заведите «личный кабинет» в одном из терминалов, так можно снизить комиссии, а при внесении более крупных сумм — обойтись без них.
Светлана КУЗНЕЦОВА, Дмитрий НЕСТЕРОВ