Потенциал международного сотрудничества в борьбе с глобальным экономическим кризисом, похоже, стремительно сокращается. Такой вывод можно сделать по итогам прошедших в Вашингтоне «Весенних встреч» Международного валютного фонда и Всемирного банка, в рамках которых состоялось и очередное совещание министров финансов и глав центробанков стран «большой двадцатки». Заведомо непроходная идея введения системного налога на банки не «прошла», реформа МВФ в очередной раз фактически зашла в тупик, и только ужас перед последствиями возможного дефолта Греции, вероятно, заставит МВФ и Евросоюз отбросить разногласия и предоставить Афинам антикризисный кредит.
Совещание «двадцатки» прошло в пятницу, и сразу стало понятно, что на этом «Весенние встречи» можно закрывать: обсуждать на совещаниях руководящих органов МВФ и ВБ в субботу и воскресенье, по сути, уже было нечего. В коммюнике «двадцатки» дежурно сообщается, что благодаря скоординированным антикризисным мерам мировая экономика восстанавливается быстрее, чем ожидалось, но перспективы по-прежнему остаются неопределенными; стратегии выхода из антикризисных программ должны вырабатываться на национальном уровне, но координироваться с партнерами. Доклад МВФ, который должен обобщить опыт налога на банковские операции, «двадцатка» ожидает «с нетерпением», но это явно лишь фигура речи: у многих никакого нетерпения на этот счет нет, а есть лишь пессимизм. «У нас нет общей позиции», — сказал, имея в виду «двадцатку» в целом, российский министр финансов Алексей Кудрин. Он добавил, что страны БРИК «больше сомневаются» в необходимости такой меры.
От «исторического компромисса» по реформе акционерных квот МВФ, которым так гордились участники проходившего в сентябре в Питсбурге саммита «большой двадцатки», остались лишь воспоминания. Тогда, напомним, лидеры стран G20 приняли довольно важное решение о принципе перераспределения квот, на котором настаивают развивающиеся страны с быстро растущими экономиками, чья доля в капитале фонда явно не соответствует реальному весу в мировом хозяйстве. Прежде всего «недопредставленными» считаются Китай и Индия, «перепредставленными» — европейские страны. В Питсбурге героические переговорные усилия привели к тому, что участники саммита взяли обязательство перераспределить квоты «в пользу динамичных формирующихся рынков и развивающихся стран, передав не менее 5% от перепредставленных стран недопредставленным, используя в качестве стартовой основы текущую формулу расчета квот». Дмитрий Медведев тогда констатировал: «…Проще всего было разойтись в стороны, сказать, что нам нужно еще подумать. Тем не менее результат достигнут. Кому-то пришлось подвинуться».
Однако сегодня очевидно, что «хороших» компромиссов не бывает. Министр финансов Бразилии Гидо Мантега заявил в Вашингтоне, что проблема легитимности остается главной проблемой МВФ — «нужно восстановить разорванную связь» между весом стран в современной экономике и квотами в капитале фонда.
Окончательно определились с позицией Соединенные Штаты, которые долго не решались «травмировать» традиционных партнеров из Европы и вставать на сторону развивающихся стран. Министр финансов Тимоти Гайтнер заявил, что Вашингтон тоже недоволен принятой в Питсбурге формулировкой, и дал понять, в чем именно. Текущая формула расчета квот, которую было решено взять «за основу», по словам Гайтнера, не приводит к достижению цели легитимного распределения квот на основе веса стран в мировой экономике. По всей видимости, американцев просто-напросто не удовлетворил тот размер квоты, который достался бы им в случае реализации питсбургского сценария. (Кстати, Россия до сих пор не ратифицировала соглашение акционеров МВФ о принятии формулы, которая считается «текущей», хотя Дмитрий Медведев еще в Питсбурге заявил «Времени новостей», что дал соответствующее поручение. По всем признакам торопиться действительно не стоит.)
Те, кому, по выражению
Совершенно очевидно, что результатом подобной политики европейцев станет лишь более резкая реакция и без того раздраженных развивающихся стран. Если сейчас они еще добиваются восстановления легитимности МВФ, то скоро просто махнут на него рукой как на отживший свое институт, «приватизированный» странами-должниками.
Во Всемирном банке реформа системы квот проходит более мирно. В Питсбурге было решено, что объем перераспределения в пользу развивающихся стран должен составить 3 процента капитала. Вчера новые объемы квот были согласованы. Как сообщил Алексей Кудрин, Россия сохранила свою квоту на уровне 2,77 процента. «С учетом того, что Россия вносит большой вклад в развитие, доля была сохранена» — пояснил министр, имея в виду масштабы участия России в мировых программах помощи нуждающимся странам. По сведениям «Времени новостей», последний фактор действительно сыграл роль в определении уровня российской квоты: Москва пообещала принять активное участие в увеличении капитала Международной ассоциации развития (МАР входит в группу Всемирного банка).
Дееспособность МВФ (как, кстати, и дееспособность Европейского союза) предстоит проверить уже в самом ближайшем будущем. Как известно, терпящая экономическое бедствие Греция на днях наконец обратилась к фонду и к ЕС с формальной просьбой о финансовой помощи. Вынужденный поступить так греческий премьер Георгиос Папандреу не скрывает, что солидарен с согражданами, которые протестуют против обращения к фонду. Экономический надзор, который станет условием финансовой помощи, по его словам, «очень неприятен», и грекам предстоит бороться, «чтобы вновь обрести самостоятельность и свободу».
Глава фонда Доминик Стросс-Кан, которого на пресс-конференции в субботу попросили прокомментировать тот факт, что греки «демонизируют МВФ», признал, что они в этом не одиноки. Его «послание» гражданам Греции звучало так: «Международный валютный фонд — это совместная организация, где все страны мира сотрудничают, чтобы попытаться помочь тем, кто оказался в беде. Сегодня в беде Греция. Завтра, возможно,
Глава российского Минфина Алексей Кудрин обсудил с министром финансов США Тимоти Гайтнером и главой Федеральной резервной системы Беном Бернанке макроэкономические проблемы и договорился о будущих контактах. «С Гайтнером договорились о проведении в мае финансового диалога, который не состоялся на этой неделе. Мы будем обсуждать проблемы макроэкономики, выхода из кризиса, инструменты финансового регулирования и бюджетную политику. С Бернанке мы обменялись мнениями по макроэкономическим проблемам. Я рассказал о российской ситуации, что его очень интересовало, как и министра финансов Гайтнера», — сказал в Вашингтоне
Андрей ДЕНИСОВ