Минэкономики внесло в правительство доработанные поправки к закону «О несостоятельности (банкротстве)». Документ подвергся значительной технической правке, однако, по оценкам и юристов, и самих разработчиков, не содержит существенных новаций. При этом в Белый дом направлен так и не согласованный с Минфином вариант документа: ведомство Алексея Кудрина протестует против финансового оздоровления компаний за счет отсрочек обязательных платежей в бюджет.
Новая, третья редакция проекта поправок к закону «О несостоятельности (банкротстве)» по-прежнему включает в себя несколько крупных взаимосвязанных инициатив Минэкономики по реформе института банкротства, зафиксированного законом 2002 года. В Минэкономики подчеркивают направленность проекта на финансовое оздоровление проблемных компаний, для чего в текст введены «реабилитационные процедуры»: согласно проекту, финансовое оздоровление вводится сроком не более чем на пять лет и защищает должника от большинства требований кредиторов по его заявлению. Требования кредиторов подразделяются на «классы» однородных обращений, причем все классы могут контролировать процесс «оздоровления» компании.
Сами проблемные компании могут объединяться судом в «предпринимательские группы» — проект предполагает дополнительно расширить круг лиц и компаний, несущих ответственность по обязательствам юрлица, в отношении которого действуют процедуры закона «О банкротстве». Впрочем, закон позволяет и добровольно объявить фактическую группу компаний «предпринимательской группой». Поправки обессмысливают существующие способы защиты активов в группах компаний от банкротства, например выведение недвижимости групп в отдельные ООО с предоставлением этих активов в аренду группе. Проект устанавливает и особенности процесса банкротства групп — внешнего управления и конкурсного производства.
Еще одно новшество — введение в закон норм об особенностях банкротства транснациональных групп компаний. Группа поправок о «трансграничном банкротстве», по сути, расширяет понятие «предпринимательской группы» за пределы РФ. Документ достаточно подробно разграничивает сферу полномочий российских и иностранных судов, вводит понятие «неосновного производства» в трансграничном банкротстве и описывает порядок исполнения в России решений иностранных судов о банкротствах.
Отсутствие в нынешней редакции законопроекта существенных новаций «Ъ» подтвердил руководитель правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский — по его оценке, наиболее заметным изменением документа стало снижение требующихся от должника финансовых гарантий в случае начала им процедуры финансового оздоровления без согласия кредиторов. Если ранее суд принимал во внимание оценку залога и имущества поручителей и залогодателей, новая редакция разрешает должнику снизить стоимость залога на сумму, в которую оценивается его собственное имущество.
О том, что в третьей редакции поправок к закону о банкротстве не появилось концептуальных изменений, «Ъ» сообщил вчера и глава департамента корпоративного управления Минэкономики Иван Осколков. По его словам, законопроект «претерпел только техническую правку». Чиновник отметил, что законопроект внесен в правительство досрочно,— Белый дом требовал его от министерства к июню 2010 года, а получил на два месяца раньше. Господин Осколков подтвердил, что законопроект внесен в правительство с разногласиями — проект не согласован с Минфином и сопровождается таблицей разногласий, однако третья редакция, по словам господина Осколкова, «учитывает замечания к законопроекту, поступившие из Минюста».
Как следует из таблицы разногласий, Минфин не договорился с Минэкономики по существу. Основной спорный пункт — предложение Минэкономики позволить должникам, составившим план финансового оздоровления, требовать отсрочки по уплате обязательных платежей. В том числе речь идет об уплате налогов, сборов и таможенных пошлин. Минфин настаивает, что эта льгота противоречит нормам статей 8 и 9 Налогового кодекса, декларирующих обязательное исполнение налогоплательщиком «обязанности по уплате налога или сбора». Минэкономики же констатирует, что Минфин в 2009 году уже согласился применить эту льготу в связи с антикризисными поправками к действующему законодательству. В результате 19 июля 2009 года в Налоговый кодекс, в ту же главу 8, статью 63, уже попала норма, предусматривающая отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора по графику погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления.
Также Минфин против разрешения должнику не исполнять соглашения и сделки, достигнутые с кредиторами в рамках предварительного согласования до возбуждения производства по делу о банкротстве. Минэкономики считает, что такой механизм поможет защитить интересы третьих лиц, «которые могут не знать о наличии соглашения об урегулировании долгов»,— в этом случае должник будет обязан возместить убытки таким кредиторам.
Последний спорный пункт касается прав кредиторов, чьи требования не попали в план финансового оздоровления. Минэкономики предлагает не допускать таких кредиторов к голосованию по плану. По мнению ведомства, такой подход позволит максимально учитывать интересы кредиторов с различными требованиями, а кредиторы получат возможность заявлять возражения на ранних этапах процедур оздоровления. Минфин выступает против такого неравенства кредиторов и считает, что эта норма законопроекта позволит манипулировать голосующими суммами при участии в собрании кредиторов.
Несмотря на разногласия, в Минэкономики рассчитывают, что если Белый дом примет документ к рассмотрению, то этот процесс по оптимистичному сценарию займет около двух месяцев, и напоминают, что поправки — часть так называемого второго антикризисного плана. Напомним — изменения к законодательству о банкротстве вошли в антикризисный план правительства после того, как в начале 2009 года гендиректор «Русала» Олег Дерипаска на встрече с президентом Дмитрием Медведевым обозначил: нынешний закон не создает условий для эффективного финансового оздоровления компаний.
Олег САПОЖКОВ, Петр НЕТРЕБА