Сегодня даже специалистам трудно оценить, сколько непрофильных активов банки получили от своих заемщиков, которые не смогли погасить кредиты. Еще в ноябре 2009 года директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский заявил, что у некоторых кредитных организаций объем непрофильных активов на балансе составляет до 50% капитала. А в марте Ассоциация региональных банков оценивала одну только недвижимость в залоге у банков в 1—2 трлн рублей. Если учесть, что, по последним данным ЦБ, просрочка по корпоративным кредитам составляет 6,2%, банки в самое ближайшее время могут стать собственниками большего количества квадратных метров — недвижимость до сих пор является одним из самых популярных и весомых видов залога. Но процедура отчуждения залога довольно сложная и небыстрая. «Если мы идем по судебному пути, от начала просрочки до получения активов в среднем проходит от 6 до 9 месяцев», — говорит директор по взысканию корпоративной просроченной задолженности Альфа-банка Заали Цанава. При этом, отмечает эксперт, банк подает в суд практически сразу после образования задолженности — для ускорения процесса. Но даже решение суда — это только половина пути. «Имущество по исполнительным документам суда изымается в течение года и даже полутора лет. Если же активы мы получаем по результатам банкротства, этот процесс занимает от 1,5 до 2 лет», — сетует управляющий директор департамента проблемных кредитов Москоммерцбанка Анатолий Иночкин. Так что многие банки еще только получают активы по просрочкам за 2008—2009 годы.
Но даже не трудности, связанные с изъятием залога, стали для банков главной головной болью. Банкиры столкнулись с двумя не менее острыми проблемами. Первая — это резкое падение стоимости активов по сравнению с их докризисной оценкой. Вторая — отсутствие опыта в управлении различными бизнесами, ведь сегодня банки просто завалены непрофильными активами, и реализовать их будет совсем не просто.
Хозяйственный менеджмент
Наиболее оперативно на ситуацию с залогами отреагировали самые крупные банки. Это неудивительно, ведь именно у гигантов скопилась уйма всякого добра — от крупных предприятий до небольших долей в малом и среднем бизнесе. Чтобы не держать залоговую массу на балансе, крупные банки стали передавать имущество в руки дочерних структур. Так, у Сбербанка проблемными активами управляет компания «Сбербанк-капитал». Она была создана еще в конце 2008 года, а уже по итогам 2009 года в ней было сосредоточено активов на 75,9 млрд рублей. Однако развивать свои нефинансовые проекты и делать из них самостоятельные бизнес-единицы банк не собирается. Глава «Сбера» Герман Греф недавно заявил, что до конца 2010 года все полученное от должников имущество будет распродано, или будут достигнуты договоренности о его продаже: «Активы в принципе неплохие. Надеюсь, что хозяев мы им найдем». Разного имущества у банка действительно много: и недвижимость, и нефтяные активы, и газовые.
Второй гигант — ВТБ — создал компанию «ВТБ Долговой центр». Эта контора занимается не только работой с просроченной задолженностью, но и с залоговыми активами. Для управления и продажи недвижимости есть специализированная дочка — «ВТБ-Девелопмент». На конец 2009 года на балансе ВТБ скопилось непрофильных активов на 79,8 млрд рублей, то есть больше, чем у Сбербанка. Прошедшим летом глава ВТБ Андрей Костин заявил, что банк их будет со временем распродавать, причем не исключается продажа через IPO. Правда, он не пояснил, будут ли на IPO выведены отдельные компании или же залоговые активы сконцентрируют в какой-то одной структуре, акции которой и поступят на биржу. Пока что на российском рынке не было ни одного публичного размещения эмитента, представляющего собой «копилку» разнородного имущества.
В 2009 году «Альфа-Групп» создала структуру «Альфа проблемные активы» (Alfa Distressed Assets, ADA). Ей группа Альфа-банка продает по справедливой цене проблемные кредиты, а задача ADA — реструктуризировать эти долги, получить заложенные активы и управлять ими. На сегодня у ADA аккумулировано кредитов примерно на $300 млн. На помощь банкам меньшего калибра пришли управляющие компании. Они предлагают «упаковать» всю доставшуюся банкирам собственность в закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ). «У небольших и средних банков часто нет кадровых ресурсов, чтобы качественно заниматься непрофильными активами, а создавать специальную структуру не всегда целесообразно», — отмечает гендиректор УК «Велес менеджмент» Станислав Бродский.
Помимо избавления от необходимости управлять имуществом, фонды дают еще один существенный плюс — на балансе банка отражаются не активы, а ценные бумаги ЗПИФа. Кроме того, под залог этих бумаг можно привлекать кредиты через сделки РЕПО. Но за услуги УК придется выложить примерно 1—2% от стоимости переданных активов, что несколько охлаждает пыл банкиров. «Мы думали над схемой с ЗПИФом в начале прошлого года, но сочли это невыгодным и отказались от идеи; сейчас понимаем, что поступили правильно», — признается Анатолий Иночкин.
Продадим, и подороже
Но если сейчас расчистка баланса и приведение в порядок непрофильных активов осуществляются на добровольной основе, то в будущем в решение этой проблемы грозится вмешаться ЦБ. В прошлом месяце гендиректор Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов Андрей Языков заявил: регулятор готовит новые нормы по оценке недвижимости банков. Сейчас кредитные учреждения оценивают объекты по их залоговой или рыночной стоимости, ЦБ же хочет заставить банкиров в первый год дисконтировать активы на 20%, во второй год — на 50%, в третий — списывать, фиксируя убыток в 100-процентном размере. Таким образом Банк России хочет подтолкнуть финансистов распродать всю недвижимость или вывести ее в отдельные структуры.
Дело в том, что полученная в собственность недвижимость зачастую отражается как часть капитала. При этом стоимость жилья и коммерческих площадей в документах банка обычно завышена.
Однако пока трудно просчитать все последствия предполагаемых мер. Если ЦБ вынудит банки избавиться от имеющихся залогов, прежде всего, недвижимости, это может обвалить рынки. «Общий объем имущества, заложенного банкам, превышает сумму выданных ими кредитов, — отмечает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. — При этом наибольшую долю в залогах составляет недвижимость стоимостью 10—15 трлн рублей». В ближайшие
Акции на продажу
Государство стимулирует банки избавляться не только от материальных непрофильных активов, но и от ценных бумаг, которые достались финансистам в результате невозврата кредитов заемщиками. Дума 16 апреля в первом чтении приняла законопроект, который позволяет банкам до конца 2011 года на льготных условиях продавать акции компаний-заемщиков. По закону «Об акционерных обществах» владелец более чем 30% акций ОАО должен сначала предложить свои бумаги другим акционерам, а потом уже продавать по собственному разумению. В кризис государство приостановило действие этого закона в отношении банков, которые отобрали пакеты ценных бумаг у должников. Льгота заканчивалась в 2009 году, но теперь ее, скорее всего, продлят еще на два года.
Екатерина БЕЛКИНА