Очередь из желающих посмотреть на слушания по делу Goldman Sachs во вторник растянулась на полквартала. Они продолжались почти 11 часов. В них участвовали гендиректор банка Ллойд Бланкфейн и еще шесть бывших и нынешних менеджеров. Добиться от них признания вины сенаторам не удалось. Капитализация Goldman Sachs во вторник увеличилась на $549 млн, в этот день банк оказался единственным из финансового индекса S&P 500, акции которого подорожали.
Одним из главных вопросов слушаний был выпуск синтетических CDO, обеспеченных пулом ипотечных инструментов. Goldman Sachs продал их инвесторам в 2007 г., не предупредив, что на падение этих CDO будет играть его крупный клиент. По утверждению Бланкфейна, по природе инвестбанковского бизнеса Goldman Sachs часто оказывается по другую сторону от клиентов и у маркет-мейкеров нет обязательств перед клиентами сообщать им о собственных позициях по конкретному инструменту. «То, что мы продаем клиентам, должно дать им тот риск, который они хотят», — заявил Бланкфейн. «Они приходят к нам не для того, чтобы представлять наши взгляды, наша точка зрения не должна волновать наших институциональных инвесторов», — отметил он (цитата по Bloomberg).
«А как насчет того, что вы продали инструменты на сотни миллионов, уже зная, что это дурнопахнущая сделка? Неужели вас это совершенно не беспокоит?» — спросил председатель подкомитета по расследованиям Карл Левин у бывшего руководителя ипотечного подразделения Goldman Sachs Дэниела Спаркса. Тот ответил, что не помнит такой продажи, а эпитет относился к результатам, которые показывали инструменты, а не к характеру выпуска.
Обе стороны получили, что хотели, полагает профессор университета Калифорнии Роберт Хиллман. «Сенат <…> вызвал представителей Goldman Sachs и поставил их в неловкое положение, — отмечает он. — У Goldman цель была продемонстрировать, что они не занимались мошенничеством и не нарушали закон, и, вероятно, они преуспели в этом». Вернувшись из сената, Бланкфейн записал голосовое сообщение для сотрудников банка. «Позвольте напомнить вам, что в обозримом будущем следует ожидать продолжения внимания со стороны к Goldman Sachs, — сказал он. — Пожалуйста, не позволяйте этому отвлекать вас от повседневных обязанностей» (цитаты по Bloomberg).
Регуляторы проверяют не только Goldman. Финансовый директор Deutsche Bank Штефан Краузе заявил, что банк не получал от Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) уведомления о наличии оснований для предъявления гражданского иска. SEC заинтересовали некоторые операции хедж-фондов. По данным WSJ, юристы комиссии проверяют отчетность фондов за 2008 г., когда клиенты выводили средства, чтобы выяснить, как фонды раскрывали информацию о цене активов, которые они решали не продавать, пока рынки не восстановятся.
Татьяна БОЧКАРЕВА