В июле Минрегион представит в правительство программу модернизации экономики городов, у которых возникают проблемы с градообразующими предприятиями, рассказал «Ведомостям» замминистра регионального развития Юрий Осинцев. В ее основу ляжет опыт реализации комплексных планов развития, подготовленных для 27 моногородов, которым государство обещает поддержку.
Список был утвержден в декабре прошлого года антикризисной комиссией первого вице-премьера Игоря Шувалова. По словам Осинцева, подготовлены три проекта постановлений о выделении помощи моногородам, остальные 24 программы будут готовы в июне. Всего федеральный бюджет в этом году потратит на моногорода 27 млрд руб.: по 10 млрд — субсидии на инфраструктуру и бюджетные кредиты, 5 млрд — дотации из фонда ЖКХ (госкорпорация уже получила эти деньги), 2 млрд — средства федеральной целевой программы по поддержке малого и среднего бизнеса. На программу в следующем году Минрегион запросил в Минфине сопоставимую сумму, ее окончательный размер станет известен только после утверждения бюджета, сказал Осинцев.
«Основной вывод, который мы сделали из уже представленных городами 27 программ, — сегодня нет четкого института планирования и проектирования экономики российских городов», — говорит замминистра. Региональные и муниципальные власти вообще не строят стратегических планов, сетует он: «Дальше 2015 года никто не заглядывает». Минрегион даже собирается предложить создать специальный проектный институт с государственным участием, рассказывает Осинцев: это может быть государственное агентство или фонд, окончательно форма пока не определена. По словам Осинцева, сейчас министерство консультируется с банками и инвестиционными компаниями: «Мы обсуждаем, как правильно сформировать этот институт, который был бы помощником муниципалитетам в подборе проектов».
Особый банк
Новому агентству потребуется финансовая инфраструктура, объясняет Осинцев, задачу поможет решить создание банка городского развития. «К сожалению, сегодня по банковской терминологии муниципалитет как заемщик некомпетентен», — говорит он, эту техническую функцию мог бы взять на себя ВЭБ, в котором может быть выделено специальное подразделение по работе с городами. Нужны длинные деньги, не требующие сложного залога, сказал замминистра: «Опыт ВЭБа в этом случае очень важен, госкорпорация уже несколько лет реализует проекты на условиях государственно-частного партнерства». Банк городского развития может быть сформирован по аналогии с Россельхозбанком, рассуждает Осинцев. Его основная задача — обеспечить внебюджетное финансирование строительства доступного жилья, социальной и инженерной инфраструктуры, контроль за расходованием бюджетных средств. Кроме того, банк поможет коммунальным предприятиям: будет развивать систему учета их ресурсов, через банк они будут проводить расчетно-кассовые операции.
Но для этого у банка должна быть специальная правоспособность, объясняет Осинцев: поддержка государством его кредитоспособности и освобождение от регулирования ЦБ. Банк городского развития должен иметь возможность распределять средства господдержки в виде грантов или субсидировать процентную ставку муниципалитетам, а также заключать договоры с региональными или муниципальными администрациями без конкурса. Механизмы финансирования банка пока не определены.
Идея создания банка обсуждается, знает сотрудник ВЭБа: «Но для госкорпорации это новая нагрузка, которая требует новых средств». Пока ВЭБ не выработал своей позиции по созданию банка, уточнил он. Представитель ВЭБа отказался от комментариев.
Идея с банком хорошая, считает президент Института экономики города Надежда Косарева, особенно если ВЭБ разработает стандарты и процедуры кредитования коммунальной инфраструктуры в городах и потом их переймут другие банки. Проблема моногородов не решается созданием еще одной бюрократической структуры — агентства или фонда, есть менее затратные формы координации, уверена директор Института социальной политики Наталья Зубаревич. Агентство — еще один шаг в сторону централизации, указывает она: «Но, к сожалению, российские министерства думают только в парадигме перетягивания на себя дополнительных полномочий. Это зря — они и так не справляются с уже существующими». Готовить стратегические планы развития — функция муниципалитетов и новые агентства для их разработки не нужны, говорит Косарева: «Если сам муниципалитет не решит, что ему нужна стратегия, все насильно написанные превратятся в стопку резаной бумаги».
Многие территории занимаются разработкой долгосрочных стратегий, рассказывает чиновник администрации Пермской области: «Мы сейчас, например, готовим подробный план развития своих городов аж до 2030 г., так что никакое агентство нам не нужно». Все зависит от того, каким образом новая бюрократическая структура будет выдавать деньги городам, считает глава администрации Пикалево Сергей Вебер: «В государственных структурах очень долго принимаются решения, не факт, что появление новой структуры ускорит процесс».
Переселение возможно
Еще один важный блок программы модернизации российских городов — предложения по законодательному регулированию административных процедур для бизнеса и правил землеотведения, рассказывает Осинцев.
Переселение жителей убывающих городов возможно, признает Осинцев, механизмы могут быть разными. Один из них — взаимодействие с АИЖК (агентство сейчас работает над пилотным проектом по переселению жителей Тольятти в Тихвин). Второй — предоставление переезжающим жилья в аренду по льготным ценам. По словам Осинцева, сейчас обсуждаются разные варианты выхода государства на рынок аренды жилья, возможно, через Фонд содействия развитию жилищного строительства. Еще один вариант — помочь населению убывающих городов быстрее добираться до нового места работы. В качестве примера Осинцев привел обсуждение проекта скоростной железной дороги между Вятскими Полянами и Казанью.
Евгения ПИСЬМЕННАЯ