Рынки Европы третий день в панике. Евро покатилось вниз. Афины на грани дефолта. Грекам в спину дышит Португалия, рейтинг которой немногим лучше, чем у Греции. При этом основные политические игроки еврозоны продолжают сохранять олимпийское спокойствие. То ли именно к такому развитию ситуации они и стремились, то ли все еще верят, что в состоянии в нужный момент выправить ситуацию.
Со вторника то, что происходит на биржах старой Европы, иначе как пожаром назвать нельзя. За день до этого греческие власти победно заявляли, что те, кто ставил на финансовый крах Греции, явно проиграли. И вот во вторник многим стало очевидно, что официальные Афины в очередной раз были о своей экономике слишком хорошего мнения. Влиятельнейшее агентство «Стэндарт энд Пурс» объявило о понижении долгосрочного суверенного кредитного рейтинга Греции сразу на три отметки — до BB+. Для инвесторов больше ничего говорить не надо было. Публике же популярно объяснили — рейтинг Греции опустили до «мусорного» уровня.
Последствия этого решения для Афин более чем плачевные. Во-первых, доходность по двухлетним греческим облигациям взлетела до 16 процентов. Теперь для Греции закрыт путь на рынок частного заемного капитала, так как страна больше не способна привлекать кредиты под столь высокие проценты. Во-вторых, «мусорный уровень» создает непосредственную угрозу потере ликвидности всей финансовой системы Греции. Вывод очевиден: дефолт больше не маячит на горизонте, он подошел вплотную.
Возможно, рынки с горем пополам переварили бы информацию о резком падении греческого рейтинга. Ведь и финансисты, и политики уже давно открыто говорят о возможности дефолта в Греции. Но тут же последовал второй удар по всей еврозоне. То же самое агентство «Стэндарт энд Пурс» понизило и рейтинг Португалии сразу на две ступени — до А-. Тем самым оказались правы те аналитики, которые предупреждали, что тяжелое финансовое положение Греции может распространиться и на другие страны Евросоюза. Первой в списке тех государств, которые рискуют повторить финансовые «подвиги» Афин, была как раз Португалия. А ведь следом за ней идут Испания, Ирландия и Италия. В этих странах ситуация всего лишь чуть лучше, чем в Португалии.
В таких условиях паника на биржах вполне очевидна и логична. Фондовый рынок Евросоюза за один только день просел более чем на три процента. Речь идет о самом крупном суточном падении за последние пять месяцев. Что привело к потере не менее двухсот миллиардов евро. И это только один день.
В МВФ теперь уверены, что катастрофическое положение в Греции и Португалии — не что иное, как новая фаза мирового финансового кризиса, и мир находится на пороге полномасштабного обрушения ликвидности суверенных облигаций.
А ведь еще полгода назад многие аналитики предупреждали, что отказ от предоставления помощи Греции в экстренном порядке приведет к тем самым последствиям, которые сегодня наблюдаются. Неужели европейские политики просто не поверили своим экспертам? Неужели бюрократическое соблюдение всех формальностей внутри ЕС оказалось более важным, чем стабильность финансовой системы и жизнеспособности евро?
Более вероятно, что Европа оказалась во власти кого-то, кто очень умело разыгрывает многоходовку. Кому именно выгодно подобное катастрофическое развитие событий? Версий как минимум три. Первая (самая слабая) — существует теория заговора, согласно которой страны Западной Европы делают все возможное, чтобы одержать победу над православными государствами. Положение Греции, которую под предлогом предоставления многомиллиардных кредитов фактически лишают части суверенитета, легко вписывается в эту теорию. Однако что делать с Португалией, Испанией или Италией? Там с православием явно туго.
Согласно второй версии, резкое снижение рейтингов Греции и Португалии в действительности является всего лишь спасительным канатом для падающих в пропасть экономик этих стран. Не исключено, что теперь остальные государства еврозоны просто будут обязаны в кратчайшие сроки обсудить и согласовать все формальности, касающиеся выделения Афинам и Лиссабону нужных десятков миллиардов. В пользу этой версии говорит последнее заявление главы Европейского центробанка Жан-Клода Трише, который считает, что вариант дефолта Греции по ее государственным облигациям исключен.
Есть и третья версия. В условиях глобального финансового кризиса основные игроки еврозоны неоднократно заявляли, что сильный евро пагубен для экономик всех без исключения стран ЕС. Теперь он резко обесценивается. Правда, смогут ли Париж или Берлин вовремя остановить это падение? Достаточно ли у них рычагов, чтобы повлиять на все более непредсказуемую финансовую погоду в Европе?
Владислав ВОРОБЬЕВ