Рост экономики России в первом квартале 2010 года, о котором объявили власти страны, запросто может оказаться стагнацией, ведь успехи первых трех месяцев года во многом объясняются статистической неразберихой, а один из основных показателей — инвестиции — так и не захотел сменить отрицательную динамику на плюсовую, говорят экономисты.
Минэкономразвития объявило в среду о приросте ВВП в первом квартале 2010 года на 4,5 процента в годовом исчислении и заявило о мартовском оживлении экономической активности после «февральской паузы».
В целом, по данным ведомства, сезонновыровненный рост ВВП составил в первом квартале 2010 года 0,6 процента к предыдущему кварталу.
И хотя подсчитанные министерством поквартальные темпы восстановления замедлились с 2,0 процентов в третьем квартале 2009 года и 1,7 процента в четвертом квартале прошлого года, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила на прошлой неделе о надежде на рост во втором квартале, оценив годовой рост ВВП выше официального прогноза — на уровне примерно 4 процентов.
Такую же оценку дал министр финансов Алексей Кудрин, а глава правительства Владимир Путин назвал итоги первого квартала внушающими оптимизм, заявив о большой вероятности более высоких темпов роста экономики, чем заложены в официальном прогнозе в 3,1 процента.
Поднимаемся или ползем?
Минэкономразвития заявило о мартовском оживлении экономической активности после провального февраля, отметив положительные тенденции в строительстве и обрабатывающих производствах.
Незадолго до этого Росстат объявил положительные итоги промпроизводства — рост на 5,7 процента в марте и на 5,8 процента в первом квартале в годовом выражении.
Однако экономистов эти данные впечатлили гораздо меньше, чем чиновников. Их работу по-прежнему затрудняет переход Росстата на новые весы для расчета индекса промпроизводства, который, по мнению аналитиков, исказил практически все базовые макроэкономические индикаторы, заставив пересчитывать официальные данные.
И даже те из аналитиков, кто после пересчета получает прирост, признают, что в первом квартале 2010 года восстановление существенно замедлилось, если вообще не остановилось.
«Мы скорее не растем, чем растем. К сожалению, сейчас судить о том, что происходит в экономике, очень сложно из- за статистических новшеств», — считает партнер ФБК Игорь Николаев.
«Цифры Росстата говорят только о том, что по новой методике вот
Александр Морозов из HSBC оценивает ситуацию оптимистичнее.
«Получается, что в первом квартале 2010 года экономический рост серьезно замедлился по сравнению со вторым полугодием 2009 года, но он продолжается», — сказал он, отметив, что темпы восстановления экономики во многом будут зависеть от возобновления внутреннего спроса.
«Я считаю, что мы растем, хотя, скорее всего, у нас произошло замедление к четвертому кварталу 2009 года», — считает Антон Струченевский из Тройки Диалог.
«В целом картинка неплохая, но качественно ее оценить очень сложно
«Мы не знаем, что там происходит. Догадываемся только, что вроде там неплохо».
Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), проанализировавший данные о промышленности, грузоперевозках и энергопотреблении в первом квартале, гораздо сдержаннее в оценках.
«К концу первого квартала все признаки стагнации проявились в промышленности и в экономике в целом тоже», — сказал он.
Строптивые инвестиции и промышленность
Больше всего картину первого квартала подпортили данные о промышленности и инвестициях, которые, хоть и «исправились» в марте, первые два месяца вели себя не так, как хотелось бы чиновникам.
На прошлой неделе Росстат сообщил о мартовском росте инвестиций на 0,7 процента в годовом выражении после февральского падения на 7,4 процента, однако по итогам первого квартала 2010 года показатель снизился на 4,7 процента.
Незадолго до этого статведомство сообщило о неожиданно высоком росте промышленности в марте после провального февраля, что, правда, не убедило аналитиков в смене тенденции
В среду Росбанк назвал мартовские данные об инвестициях «неустойчивой оттепелью», призвав не обольщаться.
»…Мы не склонны считать такой рост устойчивым и долговременным, потому предостерегаем от экстраполяции темпов в попытке спрогнозировать годовой прирост валовых инвестиций и ВВП», — говорится в обзоре Росбанка, который, увы, предрекает постепенное замедление роста инвестиций.
«К сожалению, сильный провал января пока не компенсирован за счет роста в феврале и марте, то есть в целом по итогам первого квартала инвестиции показали минус к четвертому кварталу», — констатирует Сальников.
Сальников подсчитал и квартальные итоги промпроизводства в РФ, воспроизведя старую методику с устранением сезонности.
«Получился нулевой прирост в марте к февралю после роста на 0,2 процента в феврале к январю и 0,4 процента в январе к декабрю», — сказал он.
Центр развития
Промышленность в марте продолжила падать, несмотря на бравурный рапорт Росстата о ее росте, говорится в обзоре Центра.
«До тех пор, пока Росстат не опубликует обновленные данные за предыдущие периоды в новой структуре, введенной с января этого года, дать однозначную оценку этим данным — даже на уровне рост/падение — крайне сложно», — признал при этом Центр развития ГУ-ШЭ.
Власта ДЕМЬЯНЕНКО