Сумма заработных плат всех занятых в экономике россиян по итогам 2009 года составила ровно 40% внутреннего валового продукта. За год кризиса этот показатель увеличился на 4,8 процентного пункта и превысил средний уровень по странам Европейского союза (39,3%). Эксперты видят в этом, с одной стороны, тревожный симптом проедания ресурсов, а с другой — доказательство многократного отставания доходов россиян от зарплат их европейских соседей. Более того, по мнению аналитиков, Россия перестает быть страной с дешевой рабочей силой.
В России доля зарплат в ВВП неуклонно растет все последние годы. По расчетам аудиторско-консалтинговой компании ФБК, если в 2000 году этот показатель равнялся 23,6%, то уже в 2008 году он достиг 35,2%. Увеличению зарплатоемкости ВВП не помешал даже кризис. Напротив, при сокращении ВВП на 7,9% и росте номинальных зарплат на 10,1% (до 20,2 тыс. руб. в марте 2010 года) доля национального продукта, уходящего в кошельки граждан, только выросла, причем с рекордными для Европы темпами. В немалой степени этому способствовало как антикризисное увеличение социальной поддержки населения со стороны государства, так и административное давление властей на частный бизнес, которому не разрешали провести соразмерное сжатию производства сокращение занятости.
«Это сознательный ход властей, ради сохранения социального спокойствия мешавших бизнесу становиться более эффективным за счет оптимизации расходов на персонал», — считает старший аналитик Института финансовых исследований Владимир Крейндель. Как результат резко снизилась производительность труда. «Мы перестали быть страной с дешевой рабочей силой», — констатирует директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП) Наталья Зубаревич. Безусловно, большое значение имел рост мировых цен на нефть и другие сырьевые ресурсы.
Выход России по зарплатоемкости ВВП на среднеевропейский уровень специалисты ФБК, которые в отличие от «Росстата» считают этот показатель важнейшим макроэкономическим индикатором, называют «неоправданно быстрым». Сегодня этот показатель у России выше, чем у Бельгии (39%), Норвегии (37,5%), Италии (31,3%) и других высокоразвитых стран.
Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает такую тенденцию опасной для развития страны. «В предкризисные годы, когда рост реальных зарплат примерно в два раза опережал рост производительности труда, мы не лучшим образом использовали ресурсы для развития. Нынешние рекорды показали, что «самоедство» достигло критического уровня. Россия не может себе позволить и дальше столь стремительно проедать ресурсы, необходимые для устойчивого и динамичного выхода из экономического кризиса», — отметил эксперт.
С тем, что мы занимаемся проеданием и все меньшую долю ВВП направляем на инвестиции и чистый экспорт как другие основные составные части в структуре потребления национального продукта, согласна и
Однако этот вывод совсем не означает, что зарплаты в России слишком большие. Хотя их доля в ВВП составляет примерно столько же, как и в развитых европейских странах, в абсолютных размерах ВВП России, например, почти втрое меньше германского и вдвое меньше британского. Мы уступаем даже относительно небольшой Испании. При этом численность населения в России почти вдвое больше, чем в Германии, более чем в два раза превышает количество подданных Соединенного Королевства и в 3,5 раза больше, чем в Испании. Соответственно и размер ВВП на душу населения в России в несколько раз уступает европейским показателям. При этом ценовое поле по потребительским товарам у нас различается не так сильно и в последние годы стремительно приближается к европейскому.
«Россия неадекватно дорогая страна для своего уровня заработной платы», — соглашается Наталья Зубаревич. Связано это с тем, что у нас слишком высокие разрывы между доходами разных категорий граждан. Розничные же цены ориентированы на высокодоходные категории потребителей. «Разрывы между самыми высокооплачиваемыми отраслями в самом богатом регионе (обычно это транспорт в Ямало-Ненецком АО) и самыми низкооплачиваемыми отраслями в бедном регионе (сельское хозяйство в Дагестане) в начале 2000-х годов были 40-кратными. Теперь они уменьшились, но все равно составляют 25—26 раз», — поясняет
Игорь Николаев из ФБК обращает внимание и на существенный разрыв в оплате труда рядовых работников и руководителей. «К примеру, денежные зарплатные доходы министров российского правительства в 12—14 раз превышают средний показатель для занятого в экономике населения, в то время как в развитых западных странах зарплаты министров больше, чем в среднем по стране, всего в четыре-пять раз», — отмечает эксперт. И в 2009 году этот разрыв только нарастал. «При стагнации и даже уменьшении зарплат в большинстве отраслей в начале 2009 года произошло резкое повышение зарплат федеральным бюджетникам, а в середине года и региональным», — напоминает Наталья Зубаревич.
«Получается, что и средняя заработная плата адекватно не определяет структуру потребителей, — объясняет эксперт. — По объемам потребления многих продуктов мы отстаем от европейских уровней. У нас люди покупают продукты практически по европейским ценам, но в гораздо меньшем объеме. Для большинства структура потребления — хлеб да картошка».
Андрей СУСАРОВ