Получить пару тысяч до получки в залог старой ювелирки российским потребителям может стать негде. По крайней мере если новый законопроект о ломбардах вступит в силу в неизменном виде, считают в Федеральной антимонопольной службе.
Как заявляют антимонопольщики, соответствовать новым требованиям большинство ломбардов не сможет. А сами участники рынка сетуют на то, что малый бизнес снова начинают душить.
В соответствии с законопроектом «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О ломбардах» минимальный уставной капитал такой организации должен составлять не менее 50 миллионов рублей. При том что начальные инвестиции в бизнес 90 процентов ломбардов не превышают 10 тысяч рублей, а ежемесячный доход — 400 тысяч рублей.
Кроме того, как говорится в тексте законопроекта, «для осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, ломбарды должны иметь стационарные помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров». Сами участники рынка убеждены, что небольшому залоговому бизнесу хватит и десяти квадратных метров.
О расширении полномочий речи в законопроекте теперь не идет вовсе. Хотя в предыдущих редакциях законопроекта как будто бы предусматривались нормы, позволяющие ломбардам оказывать гражданам любые сопутствующие услуги. Например, «ремонтировать» ювелирные украшения — переливать старое колечко в новое. Однако, как рассказал корреспонденту «РГ» один из авторов законопроекта депутат Госдумы Константин Шипунов, сопутствующие услуги законом не запрещены, поэтому организации могут их оказывать. Поэтому, по его мнению, непонятно, почему участники рынка считают, что им немотивированно запретили чистить украшения или мыть машины.
Но они именно так и считают. После опубликования новой версии поправок в закон сайты отраслевых союзов уже несколько месяцев пестрят возмущенными письмами руководителей ломбардов «о новой гильотине для малого бизнеса». И в связи с бурной реакцией рынка антимонопольщики выступили с просьбой исключить из нового законопроекта о ломбардах «ограничительные» пункты. По их мнению, установление ограничения приведет к «схлопыванию» ломбардного рынка. «Размер уставного капитала организации не является индикатором ее финансовой устойчивости, — считают в ФАС, — он отражает лишь объем собственных средств организации». Поэтому принятие законопроекта в предложенной редакции создаст препятствия для доступа на рынок, а также приведет к закрытию значительного числа ломбардов и сделает недоступной для граждан услугу краткосрочных займов. Что, по заявлению ФАС, противоречит задаче государства по развитию институтов микрофинансирования и поддержке малого предпринимательства. Хотя, как говорит Константин Шипунов, нынешняя версия закона не окончательная и будет обсуждаться. Причем депутат считает, что необходимо будет учесть и мнение участников рынка. «Ограничение по площади нужно ввести для того, чтобы потребитель был уверен, что его залоговые вещи будут храниться надлежащим образом, — считает Шипунов, — а установка размера уставного капитала позволит вычистить рынок от недобросовестных предпринимателей». И говорить о драконовских мерах, по его словам, неправильно.
Независимые эксперты утверждают, что принятие закона в этом варианте будет говорить только о том, что в борьбе лоббистов банков, с одной стороны, и ломбардов — с другой последние проиграли. Считается, что ломбарды отбирают у банков часть клиентов, которым нужен мелкий короткий кредит. Заметим, что с кризисом популярность залоговых организаций выросла на 40 процентов, и в прошлом месяце крупные российские ломбарды заявили о своем намерении снизить процентные ставки до банковского уровня.
Мария ЖЕБИТ