ООО «Независимое бюро кредитных историй» исключено из государственного реестра БКИ в судебном порядке, сообщил вчера глава ФСФР Владимир Миловидов, напомнив, что это первый случай на рынке БКИ.
Впервые рынок бюро кредитных историй компания покинула по решению суда. Вчера Федеральная служба по финансовым рынкам сообщила об исключении из госреестра Независимого бюро кредитных историй. Более чем за три года существования компания не накопила ни одной кредитной истории, а в ходе проверки ее не удалось обнаружить по месту регистрации.
ООО «Независимое бюро кредитных историй» исключено из государственного реестра БКИ в судебном порядке, сообщил вчера глава ФСФР Владимир Миловидов, напомнив, что это первый случай на рынке БКИ. «У этой организации не было кредитных историй, то есть по сути она не осуществляла никакой деятельности,— сообщил «Ъ» замначальника управления регулирования деятельности участников финансового рынка ФСФР Алексей Волков.— Кроме того, компания допустила ряд нарушений, в том числе организация не находилась по своему юридическому адресу. Перечисленные нарушения были выявлены в ходе проверки».
Иск об исключении бюро служба подала в марте, но тогда представители ведомства не комментировали причины этой инициативы. До сих пор все ликвидации БКИ были добровольными, с начала кризиса о самоликвидации заявили два БКИ — Бюро кредитных историй Коми и Центральное кредитное бюро. Сейчас, по данным ФСФР, зарегистрировано 33 БКИ. Причины для исключения БКИ из реестра ФСФР, согласно законодательству — непредставление в ФСФР финансовой отчетности, неинформирование ФСФР об изменениях, внесенных в учредительные документы, в 30-дневный срок со дня государственной регистрации этих изменений, нарушение правил хранения кредитных историй и другие.
Около 80% бюро на рынке ведут вялотекущее существование — наверное, 10—15 БКИ имеют порядка сотни кредитных историй, что фактически равно нулю, отмечает гендиректор «Эквифакс кредит сервисиз» Олег Лагуткин. С этой оценкой согласен гендиректор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин. «Для ведения реального бизнеса необходимо как минимум 4—5 млн кредитных историй»,— уточняет господин Викулин. «Ситуация довольно простая: люди открывали БКИ, рассчитывая на какие-то связи в регионе, смогли собрать за несколько лет 100—300 кредитных историй. И что же им теперь сказать? Отказаться от бизнеса несолидно, но если несколько лет этот рынок казался очень интересными и перспективным, то сейчас понятно, что без определенного статуса на нем делать нечего»,— говорит Олег Лагуткин. «Для того чтобы банки начали передавать в БКИ кредитные истории, они должны доверять этой организации. Этим и объясняется тот факт, что как минимум пятнадцать БКИ не смогли развить полноценную деятельность на этом рынке»,— добавляет Александр Викулин. В данном случае, полагает он, руководство БКИ просто поленилось подать документы для ликвидации, поэтому компания продолжала формально существовать, хотя по сути ее уже давно не было.
В ФСФР признали, что Независимое бюро кредитных историй не единственное БКИ, в котором ноль кредитных историй, есть и другие. Уточнить их число вчера затруднились. «Но само по себе отсутствие кредитных историй не является нарушением,— подчеркнул Алексей Волков.— Для того чтобы исключить бюро, оно должно неоднократно нарушать законодательство, в том числе не находиться по месту регистрации».
Юлия ЛОКШИНА, Ксения ДЕМЕНТЬЕВА