За первые три месяца 2010 г. государство потратило на борьбу с кризисом почти 17 млрд руб. Больше половины этих денег ушло на поддержание социальной стабильности. Модернизация и помощь реальному сектору пока обходятся правительству гораздо дешевле.
Правительство готово рассказать о реализации антикризисных мер в I квартале — отчет о расходах бюджета уже представлен в Госдуму. У основной программы госпомощи пять главных направлений: снижение напряженности на рынке труда, поддержка социальной стабильности, помощь реальному сектору, стимулирование внутреннего спроса и модернизация экономики. В бюджете на эти цели зарезервировано 195 млрд руб., из них за январь — март распределено 116 млрд, потрачено 16,6 млрд.
Большая часть антикризисных средств израсходована на социальные меры — региональные программы занятости и поддержку населения. В I квартале они обошлись казне в 13,2 млрд руб. Бюджетные субсидии регионы могут получить на обучение работников предприятий, которым грозит увольнение, организацию общественных работ, помощь в трудоустройстве инвалидам и оказание адресной помощи людям, обратившимся в службу занятости (в том числе на переезд в другой регион). Отдельно в отчете выделена Самарская область, которая должна получить 4,2 млрд руб., за счет этих средств будет обеспечена работа двух «дочек» «АвтоВАЗа». Ранее завод сообщал, что конце 2009 — начале 2010 г. он сократил 28 500 рабочих мест, при этом около половины сотрудников ушли на пенсию, а 6500 перешли в дочерние ООО — «АвтоВАЗ перспектива» и «Реформинг центр», где труд рабочих оплачивается из федерального бюджета.
На поддержку реального сектора ушло 2,4 млрд руб., их получил на пополнение уставного капитала «Оборонпром», помимо него на помощь государства претендуют «Уралвагонзавод», ОАК и Амурский судостроительный завод, но в I квартале деньги до них, согласно правительственному отчету, не дошли. Всего в 1 млрд руб. бюджету обошлись поддержка внутреннего спроса и меры по модернизации экономики: 769 млн — на закупки ведомствами автомобилей и отечественной дорожной техники, 325 млн — на поддержку проектов, одобренных президентской комиссией по модернизации и технологическому развитию (курирует проекты в сфере энергосбережения, телекоммуникаций, ядерной медицины).
Позиция правительства по расходам в этом году была предельно жесткой, помощь должна быть оказана только тем, кто в ней действительно нуждается, рассказывает сотрудник Минэкономразвития (министерство готовило антикризисную программу правительства на 2010 г.). Многим компаниям в поддержке было отказано, объем помощи реальному сектору в принципе несопоставим с прошлогодним, продолжает он. «Социальная ориентированность бюджета была объявлена одним из приоритетов политики правительства в этом году, в том числе и для антикризисной программы», — объясняет пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
В прошлом году правительство пыталось адресно поддерживать предприятия, что заслуживало критики, в этом году не только антикризисная политика, но и бюджет в целом переориентированы на социальную сферу, говорит Юлия Цепляева из BNP Paribas. В краткосрочной перспективе это правильное решение, продолжает она: рубль, выданный пенсионеру, вернется в экономику. Но до сих пор нет механизмов выхода из стимулирующих мер, констатирует Цепляева: такие соцрасходы бюджету через пару лет окажутся не по карману, а отказаться от них в предвыборный период будет сложно. То, что правительство уже в I квартале распределило деньги, — «сплошной позитив», замечает Цепляева, в прошлом году чиновники с запозданием реагировали на кризис.
«Региональные программы по поддержке занятости — это анестезия для больного, но не лечение», — говорит Наталья Зубаревич из Независимого института социальных исследований. Но стремление погасить рост безработицы выделением бюджетных денег не решает главной проблемы — большого числа работников и низкой эффективности труда, считает она.
Алена ЧЕЧЕЛЬ, Вера ХОЛМОГОРОВА, Филипп СТЕРКИН