Вопреки правительственным рапортам о рекордно низкой инфляции, в России растет стоимость минимальной потребительской корзины. Причем в 2—3 раза быстрее, чем официально публикуемый показатель роста цен в стране. Так, в Москве за первый квартал прожиточный минимум был увеличен на 11,6%, тогда как официальный показатель квартальной инфляции составил всего 3,2%. Однако в стране есть регионы, где планка бедности, наоборот, искусственно занижается. Эксперты объясняют этот парадокс «тихим маневром» снижения нагрузки на региональные бюджеты.
В конце прошлой недели правительство Москвы утвердило прожиточный минимум за первый квартал 2010 года в размере 8267 руб. По сравнению с концом прошлого года столичная корзина прожиточного минимума подорожала почти на 860 руб., или на 11,6%. Москва — не единственный субъект РФ, где официально признается подорожание минимальной потребительской корзины. Так, ростом прожиточного минимума в первом квартале 2010 года по отношению к четвертому кварталу 2009 года отличились, например, Смоленская (рост почти на 9%), Брянская (рост на 7,7%), Рязанская (рост почти на 7%), Владимирская (рост на 6%), Воронежская (рост на 5%) и многие другие области.
В целом бурное повышение величины прожиточного минимума — это тревожный признак. Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы.
Стоимость же потребительской корзины напрямую зависит от уровня инфляции в стране. По данным ведомства Эльвиры Набиуллиной, в январе-марте 2010 года накопленная инфляция в России составила лишь 3,2%. На рекордно низкий показатель инфляции указал, в свою очередь, и глава правительства Владимир Путин в пятницу на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития. Однако почти повсеместное увеличение регионального прожиточного минимума на 5—7% доказывает, что наименее обеспеченные граждане не ощущают рекордно низкой инфляции.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич напоминает, что в начале 2010 года произошло серьезное удорожание коммунальных услуг. Именно этим, по словам эксперта, и объясняется почти повсеместное повышение прожиточного минимума. Это своего рода компенсация населению за возросшие расходы на жилищно-коммунальные услуги. Власти, говорит эксперт, просто перекинули бюджетные средства с субсидирования ЖКХ на натуральные выплаты, которыми люди потом покроют свои возросшие расходы на ЖКХ. Тем самым положительный эффект от повышения прожиточного минимума сводится практически на нет, ведь все «лишние» средства будут «съедены» услугами ЖКХ. Удорожание же коммунальных услуг происходит одноразово — в начале года, поэтому, по мнению Зубаревич, вполне возможно, что в Москве и в остальных субъектах РФ в следующих кварталах 2010 года повышение прожиточного минимума уже не будет столь заметным.
Однако есть субъекты, в которых, несмотря ни на что, планка бедности снижается. Пример — Ярославская область. Правительство области в первом квартале 2010 года снизило прожиточный минимум по отношению к четвертому кварталу 2009 года на 5,2%. «С помощью таких манипуляций с прожиточным минимумом регионы регулируют расходы бюджета — прежде всего расходы на социальную политику, которая затрагивает малоимущих», — объясняет Зубаревич. В «жирные» годы, говорит эксперт, минимум повышался у всех стандартно, а сейчас региональные бюджеты оказались в сложной ситуации, когда федеральные выплаты сокращаются, поэтому некоторым регионам приходится решать эту проблему в том числе и через занижение планки бедности.
Анастасия БАШКАТОВА