Доход компании РЖД от санации банка «КИТ Финанс» в прошлом году составил 27,4 тыс. руб. Такой доход железнодорожники получили, выдав банку кредит по ставке, на один процент превышающий ставку кредита, который сами получили от Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Маржа в один процент не слишком прибыльная, говорят аналитики, но целью компании было не получение прибыли, а спасение «КИТ Финанса».
Как следует из ежеквартального отчета по ценным бумагам РЖД, в 2009 году компания привлекла заем от АСВ на 22 млрд руб. по ставке 6,5% годовых сроком на пять лет для предупреждения банкротства инвестиционного банка «КИТ Финанс». Для чего и выдала вышеупомянутому банку сроком также на пять лет те же 22 млрд руб., но уже под 7,5% годовых.
Как говорится в отчете РЖД, за обслуживание выданного в июле кредита компания в октябре прошлого года получила от банка проценты в размере 293,8 тыс. руб., в АСВ же железнодорожная компания уплатила проценты в размере 266,4 тыс. руб., таким образом, маржа РЖД составила 27,4 тыс. руб. Если же учитывать размеры годовых ставок в 6,5% и 7,5%, то ежеквартальные ставки должны составлять 1,625% и 1,875%. То есть в АСВ железнодорожники должны были заплатить 357,5 млн руб., а с банка получить 412,5 млн руб., оставшись с маржой в 55 млн руб.
«Всем санируемым банкам оказывалась помощь по такой же схеме, кроме банка «Петровский», которому так и не нашли инвестора, и банка «Союз», — рассказал заместитель генерального директора АСВ Валерий Мирошников, — Мы всегда даем денежные средства на санацию инвестору. Это правило. Ведь именно инвестор отвечает за возврат денег. Это в наибольшей степени защищает агентство от возможного невозврата денежных средств».
При этом
«Это ненормальная маржа прибыли, — рассуждает аналитик ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн, — Но здесь РЖД выступали как проводник государственного плана по поддержке всей банковской системы и спасению банка «КИТ Финанс» в частности. Антикризисная программа предполагала помощь, чтобы финансовая система испытала наименьший шок. И эта программа санации сработала».
Наталья СТАРОСТИНА