Правительство на своем заседании 20 мая намерено рассмотреть «Программу повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года», подготовленную Минфином и предложенную Белому дому еще в начале апреля 2010 года. Как сообщил «Ъ» пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков, этот вопрос уже включен в повестку заседания. Пока это единственный бюджетный вопрос, готовый к рассмотрению и непосредственно затрагивающий бюджетные проектировки на 2011 год. Проект Минфина предполагает изменение правил госинвестиций, реформу системы бюджетополучателей и ужесточение контрольной системы исполнения бюджета.
Неформальное рассмотрение программы прошло в Белом доме 14 мая на расширенной коллегии Минфина и Минэкономики в присутствии премьера Владимира Путина. Премьер программные принципы Минфина не отверг. Тем не менее существенные детали программы ведомства вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина продолжает оспаривать ведомство министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной. Однако Алексей Кудрин явно намерен перехватить инициативу по ключевым параметрам программы.
Одними из таких параметров являются госпрограммы, которые, по логике Минфина, должны заменить собой нынешний механизм госинвестиций. Если в четверг правительство одобрит программный документ по повышению эффективности бюджетных расходов от господина Кудрина и сопровождающий его план мероприятий, то до конца мая 2010 года правительству придется утвердить и перечень государственных программ вместе с ответственными исполнителями.
Отметим, однако, что официально разработкой госпрограмм занимается Минэкономики, уже подготовившее список из 44 программ. Список оказался почти точной копией «Перечня проектов по реализации основных направлений деятельности правительства РФ» (ОНДП), утвержденного еще в ноябре 2008 года. В те времена в Белом доме еще не обсуждали всерьез планов по ликвидации ФЦП как инструмента госинвестиций — разрабатывавшиеся тогда «карты проектов» представлялись основным элементом системы долгосрочного целевого бюджетного финансирования.
Формально Минфин также неоднократно заявлял, что список госпрограмм должен основываться на пунктах ОНДП. Тем не менее фактически полное дублирование приоритетов ОНДП в списках госпроектов для Минфина будет означать существенную девальвацию затеянной Алексеем Кудриным бюджетной реформы. Легитимизация «карт проектов» в качестве госпрограмм дает возможность всем не заинтересованным в новых принципах бюджетирования сторонам сохранить статус-кво. Но напрямую выступать против такой реализации бюджетной реформы Минфин не имеет возможности — с большой вероятностью именно на ведомство Алексея Кудрина в этом случае была бы возложена ответственность за некооперативность.
В итоге в Минфине с нынешним списком госпрограмм Минэкономики согласны только «процентов на 80». Вчера глава департамента бюджетной политики и методологии Минфина Алексей Лавров сообщил, что, по версии финансового ведомства, госпрограмм должно быть не 44, а 35. «Надо покрупнее сделать»,— пояснил господин Лавров. Своего перечня предлагаемых госпрограмм Минфин не раскрывает. Тем временем вчера Алексей Кудрин дал понять, что время, отведенное на теоретические споры Минфина и Минэкономики, закончилось. Глава Минфина сообщил, что 27 мая или 3 июня правительство рассмотрит основные сценарные условия развития экономики РФ (их готовит Минэкономики). При этом Алексей Кудрин заранее объявил, что предложенные ведомством Эльвиры Набиуллиной параметры прогноза его не устраивают — в первую очередь нет согласия в прогнозируемой цене на нефть.
Консервативный Минфин настаивает на прогнозе среднегодовой цены $70 за баррель, а Минэкономики, призванное обеспечить экономический рост, предлагает рассчитывать бюджет, исходя из более высокой цены $76 за баррель. Разногласия ведомств Алексей Кудрин объяснил тем, что прогноз Минэкономики предоставит участникам бюджетного процесса более мягкие условия — 3,3% бюджетного дефицита на 2011 год (что вызовет, в свою очередь, более беспечный подход к формированию расходной части), Минфин же предлагает более жесткие условия как по дефициту бюджета (4%), так и по формированию его расходной части в 2011 году.
Вчера Алексей Кудрин продолжал настаивать: «кризис не закончился», и РФ необходим «путь жесткой и ответственной монетарной и макроэкономической политики». Скорее всего, данные о промпроизводстве мая-июня 2010 года, равно как и о цене на нефть и динамике кредитования, будут способны сдвинуть конъюнктуру в пользу одной из сторон. Ближе к подготовке бюджета на 2011—2013 годы станет более понятно, находится ли экономика в стагнации и может ли бюджет рассчитывать на относительно низкий дефицит — предложения Минэкономики неявно опираются на гипотезу о необходимости не преодолевать спад, но увеличивать темпы посткризисного роста.
Петр НЕТРЕБА, Дмитрий БУТРИН