ФАС уличила ростовский Сбербанк в незаконном повышении тарифов по обслуживанию корпоративных клиентов в разгар финансового кризиса, когда происходил переток клиентов в банки с госучастием. Так, услуги по ведению расчетных счетов одной из компаний Ростова-на-Дону были повышены в четыре раза. Сейчас ФАС будет решать вопрос, какой штраф Сбербанк должен заплатить за данное нарушение.
В начале прошлого года компания из Ростова-на-Дону ООО «ЦТО Феникс» обратилась в местное УФАС с жалобой на Сбербанк об установлении им необоснованно высокой стоимости услуги по ведению рублевых расчетных счетов, цена которой с 1 января 2009 года возросла в четыре раза, с 500 до 2 тыс. руб. в месяц. Дело в отношении Сбербанка, возбужденное по заявлению «ЦТО Феникс», рассматривала совместная комиссия Ростовского УФАС и ГУ Банка России по Ростовской области.
Особое внимание антимонопольного ведомства в данном случае привлекло то, что указанное увеличение цены произошло в период финансового кризиса, когда наблюдался массовый отток денежных средств из одних кредитных учреждений в другие, а именно в те, которые получили поддержку государства, в том числе и в Сбербанк. В результате Ростовское УФАС признало Сбербанк нарушившим закон «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в установлении необоснованно высокой цены на услугу по ведению счетов юрлиц и индивидуальных предпринимателей на территории города Ростова-на-Дону, говорится в сообщении ФАС.
Арбитражный суд Ростовской области и 15-й арбитражный апелляционный суд признали действия Сбербанка незаконными. На прошлой неделе решение антимонопольного ведомства поддержал и Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. По информации РБК daily, далее ФАС займется изучением вопроса вины и определением размера штрафа за данное нарушение.
В Сбербанке вчера не ответили на вопрос РБК daily о том, были ли данные тарифы повышены только в Ростове-на-Дону или по всей стране. В банке только отметили, что будут продолжать судебный спор с ФАС по этому делу.
Стоит отметить, что Сбербанк старается не упускать происходящие на рынке тенденции и вовремя проводит переоценку тарифов как для корпоративных, так и для частных клиентов. Так, например, в конце 2008 — начале 2009 года когда население активно меняло валюту в связи с девальвацией рубля, проводимой Банком России, Сбербанк с начала января 2009 года повысил комиссию за данную операцию. Например, комиссия за обмен суммы до 1 тыс. долл. выросла с 10 до 25 руб., а свыше этой суммы до 50—100 руб. Данные комиссии Сбербанк ввел тогда для столичных отделений.
«Обычно раз в год-полтора банки пересматривают тарифы на те или иные услуги. Ситуация на рынке достаточно живая, конкурентная среда постоянно меняется», — говорит директор департамента корпоративных клиентов ЮниКредит Банка Денис Гренков. «Сбербанк — коммерческая организация, и одна из главных ее целей — привлечение прибыли, — рассуждает старший аналитик из «ВТБ Капитала» Дмитрий Дмитриев. — Тем не менее если у Сбербанка положение в том или ином регионе монопольное, то ФАС имеет право вмешиваться в тарифную политику банка».
Наталья СТАРОСТИНА