Находящаяся в долговой яме Греция надеется существенно оживить свою экономику с помощью Китая. В обмен на миллиардные инвестиции Афины готовы пустить китайский бизнес в такие стратегически важные отрасли, как транспорт и туризм. В свою очередь Пекин, уже вложивший 4 млрд долл. в развитие греческой морской инфраструктуры, рассчитывает сделать местные порты воротами для своего бизнеса в Европу.
На прошлой неделе китайская компания COSCO в Афинах провела переговоры с высшим греческим руководством о создании совместных проектов по развитию транспортной инфраструктуры страны. Президент COSCO Вэй Цзяфу встретился с президентом Греции Карлосом Популиасом, премьер-министром Йоргосом Папандреу, министром экономики, конкурентоспособности и торгового флота Лукой Кацели. Столь высокое внимание, оказанное китайским бизнесменам, неслучайно: греки рассчитывают на многомиллиардные инвестиции. Афинам необходимо обслуживать внешний долг в размере 300 млрд евро.
По данным греческих СМИ, китайцам предложено инвестировать в такие стратегические сферы национальной экономики, как транспорт и туризм. В частности, COSCO обсуждала проекты по развитию портов Пирея, Салоников, Волоса, строительству железной дороги, а также покупку судоверфей. «Греции крайне необходимы зарубежные капиталы, однако напуганные долговым кризисом инвесторы не спешат сюда. Китайцы появились вовремя», — сказал РБК daily профессор Лондонской школы экономики Спирос Экономидис.
Особый интерес китайцы проявляют к главному порту Греции — Пирею, который хотят превратить в современный портовый комплекс мирового уровня. Именно Пирей должен стать главной базой COSCO в Средиземноморье. В прошлом году китайская компания за 3,5 млрд евро получила в концессию сроком на 35 лет часть портовых мощностей Пирея, где уже начала строить два контейнерных терминала. Открытие первого терминала состоится 1 июня этого года. COSCO ожидает, что к концу года оборот контейнеров через терминал составит 800 тыс. TEU.
По мнению экономиста Chatham House Ванессы Росси, Китай заинтересован в росте торгового оборота с Европой и хочет использовать тот факт, что логистические мощности Старого Света испытывают недостаток инвестиций. «Греция сейчас очень привлекательна своей доступностью. С одной стороны, в условиях кризиса местные власти очень лояльны к зарубежным инвесторам. С другой — страна выгодно расположена географически и обладает всеми преимуществами члена ЕС», — пояснила
Максим ШАХОВ