С 1 июня жителям столицы придется платить комиссионный сбор при оплате жилищно-коммунальных услуг через банки и платежные системы. Обидно, когда ты и так приносишь свои деньги, а с тебя просят еще — за то, что принес. «МК» подсчитал, сколько уходит у средней столичной ячейки общества на комиссионное вознаграждение при совершении ежемесячных платежей. И попытался понять, как сэкономить на этой статье расходов.
— Ежемесячно мы оплачиваем в сберкассе счет за коммунальные услуги — 3000 руб. Там же платим за домашний телефон (обычно около 200 рублей в месяц) и за детский садик — 770 рублей. За сотовую связь, кабельное телевидение и Интернет расплачиваемся в платежных терминалах. Два мобильных телефона обходятся нам с женой в месяц примерно в 1000 рублей каждый, — расписывает москвич Павел нехитрые расходы своей семьи. Суммы отскакивают у него от зубов. Но стоит спросить, какую комиссию он отдает за свои платежи, как он сразу теряется. Навскидку мой собеседник вспоминает только, что раньше терминал у дома брал со ста рублей, перечисленных на баланс мобильного телефона, 5 рублей, а теперь — 8. Пришлось посчитать расходы Павла за него, а заодно и за несколько сотен тысяч московских семей.
Даже если оплачивать мобильник в «дорогих» терминалах, в месячном выражении на комиссии уходит вроде бы немного. Но годовое «итого» будит в душе зверя — жабу. А тут еще и ГУ «Инженерная служба города Москвы» недавно «обрадовало», что с 1 июня столичные банки начнут взимать комиссию при оплате ЖКУ.
Напомним, до 2010 года комиссионное вознаграждение банка было включено непосредственно в тарифы ЖКХ. Удерживали ее из тех организаций, которые занимались оказанием услуг. Эта сумма была фиксированной и составляла 1,9%, которые возмещались коммунальщикам из столичного бюджета. Но правительство Москвы решило экономить и субсидии платить с этого года перестало. После чего поставщики услуг перенесли бремя оплаты комиссионного вознаграждения на потребителей.
Столичное подразделение Сбербанка России решило было в этой связи установить 3%-ную комиссию за подобные действия. Это вызвало большой общественный резонанс. Все-таки Сбербанк несет почти социальную миссию — в разных регионах принимает от 36% до 60% коммунальных платежей, а в Москве зарабатывает на комиссиях по оплате ЖКУ 1,33 млрд. руб. в год, то есть половину от всех своих комиссионных вознаграждений (не считая кредитных). Столичное отделение без конца переносило сроки ввода повышенного вознаграждения за прием коммунальных платежей и в итоге остановилось на 2%. Справедливости ради надо отметить, что на «некоммунальные» платежи банк все-таки ввел заветную комиссию в 3% (при оплате через операциониста). В то же время, если платить за квартиру через банкомат Сбербанка или по длительному поручению (когда со счета ежемесячно списывается определенная сумма), банк заберет 0,5%. Отделения Почты России берут за такие услуги 1,5%.
Взяли за кассу
По данным председателя комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли Бориса Кима, средняя комиссия в российских платежных терминалах составляет 7%: «
Поэтому комиссия и выросла: владельцы бизнеса покрывают убытки от покупки и монтажа контрольно-кассового оборудования. Те, кто решил работать с банком, поднимают комиссию за счет появления в цепочке платежа нового звена — банки берут за свои услуги небольшой процент от перевода. Собеседник «МК» считает, что от нововведения не выиграл никто, кроме производителей контрольно-кассовой техники: «Теперь налоговые инспекторы должны следить за 200 тыс. российских терминалов. А мы предлагали взять под фискальный контроль десять процессинговых центров, через которые идут платежи. Тогда бы он шел в онлайн-режиме, и отпала бы необходимость ставить кассовый аппарат в каждый терминал». К сожалению, законодатели проигнорировали предложения ассоциации, заключает Ким.
Только для клиентов банка
Куда ни пойди — везде придется платить комиссию. Последняя надежда остается на виртуальные платежи. Вице-президент ассоциации региональных банков России Олег Иванов напоминает, что в России выпущено 130 миллионов пластиковых карт, а большая часть банков осуществляет платежи со своего карточного банковского счета. «По нашей информации, все крупнейшие российские банки предоставляют эту услугу бесплатно. Но что получается: человек, имея зарплатную карту, подходит к банкомату, использует его как кассира — снимает деньги. А потом идет по терминалам — хотя банкоматы имеют тот же самый функционал. И совершенно бесплатно».
Стоит внимательно изучить список поставщиков услуг, которые можно оплачивать через банкомат без комиссии, советует Иванов. «А если у вас платеж нетривиальный и в вашем банкомате его нет, то изучите поле «банк получателя платежа». Адрес его ближайшего отделения можно отыскать в Интернете и заплатить по счету там».
Есть и более хитрые способы экономить на платежах. В кризисной погоне за вкладчиками некоторые банки предлагали потенциальным клиентам открыть счет и настроить его таким образом, чтобы все платежи списывались с него ежемесячно. Сумма поступает в банк в начале месяца, а расходится по получателям в конце. Набежавшие за месяц проценты — приятный бонус для клиента. Затея хоть и сложная, но выгодная — открыв такой счет на определенных условиях, можно было один месяц в год не платить за квартиру — расходы покрывались за счет процентов. Теперь, когда ставки по вкладам упали, это, конечно, не так заманчиво.
Но банкоматы и интернет-банкинги — тоже не бесплатное удовольствие. Обслуживание карты класса Visa Classic стоит порядка 400—500 рублей в год. Кроме того, банки очень любят привязывать к пластиковой карте ворох услуг, например SMS-оповещение о поступлении и снятии средств. Большинство россиян пользуются этой услугой два раза в месяц — в день аванса и в день зарплаты, а платят за нее около 60 рублей в месяц, или 720 рублей в год. Но стоит отметить, что для активных пользователей карты такая услуга может быть очень полезной — если хакеры спишут со счета деньги, то эсэмэска тут же оповестит о беде.
Таким образом, если семья, о которой мы говорили в начале статьи, начнет платить по счетам через пластиковые карты, это обойдется ей немногим дешевле, чем через сберкассу и терминалы. Годовое обслуживание двух карт и SMS-оповещение тянет на 2200—2500 рублей в зависимости от выбранного банка. Платежи будут действительно бесплатными, лишь если пользоваться самыми простыми видами карт, за обслуживание которых денег не берут, и на свой страх и риск отказаться от дополнительных услуг. Впрочем, если у гражданина и так уже пластиковая карта (например, по зарплатному проекту), сам бог велел экономить с ее помощью 3—4 тысячи в год, расплачиваясь ею по текущим счетам.
К сожалению, старшее поколение, которое живет на одну пенсию, ходит платить за квартиру натоптанными дорогами. Не так уж много у нас старушек, которые лихо выстукивают соло на клавишах банкомата и пользуются онлайн-банкингами. Получается, в результате именно на них и заработают банки и терминалы свои комиссионные.
Хотя как платить за услуги — во многом дело привычки. Недавно один высокопоставленный член банковского сообщества признался автору статьи, что он до сих пор лично ходит в сберкассу, чтобы заплатить за свою немаленькую квартиру. «Коллеги говорят: что вы делаете, у нас же свой банк, мы все сейчас сделаем. А я все равно так не могу — мне надо куда-то пойти и самому заполнить квитанцию». И, кстати, он не так уж неправ. Несколько лет назад при реорганизации управления теплосетями Москвы одна из коллег автора вынуждена была трижды (!) заплатить за тепло. А все потому, что платила коммунальные платежи через терминалы. Мало того, что при этом в квитанции терминала не расшифровывается, за что именно и сколько было заплачено, — судья, рассматривавшая дело, просто не сочла ее документом. «Что вы мне за бумажку подсовываете?» — обиженно сказала она, рассматривая маленький квадратик с выцветающим буквально на глазах (так как печатается дешевым принтером) текстом.
Елена МИШИНА