Многие будут разочарованы, но вторая волна кризиса уже прошла. Это случилось в период майских праздников. События вокруг Греции, Испании и Португалии, создание стабилизационного резервного фонда странами еврозоны размером 750 млрд евро и были второй волной серьезной силы, которую удалось погасить.
Во время первой волны, осенью 2008 года, когда основной удар по мировой экономике нанесли события вокруг глобальных финансовых институтов и американских банков, произошла остановка межбанковских операций, что привело к мгновенному сжатию всей мировой торговли и многих финансовых рынков. Похожие события мы могли бы увидеть, если бы Греции не дали деньги, и страна объявила бы дефолт.
Сохранение тревоги в отношении евро понятно: при единой денежной политике в еврозоне оказались 16 государств с собственной бюджетной политикой, которая во многих случаях гораздо мягче. Когда еврозона создавалось, никто на это внимания не обращал: тогда было решено, что все обо всем договорились и будут жить честно. Но потом понятие того, что считать «честным», у участников Маастрихтского соглашения стало размываться.
В результате, в 2009 году из 16 стран в зоне евро только одна страна уложилась в дефицит бюджета в размере 3% к ВВП, как того требуют соглашения. Это Финляндия, а не Германия, как можно было бы подумать. Ещё один парадокс состоит в том, что за время существования евро Франция и Германия, например, нарушали этот критерий чаще, чем проблемные экономики Испании и Португалии, чье состояние сейчас вызывает опасения у инвесторов.
В случае нарушения ограничения на дефицит бюджета в еврозоне прописан механизм штрафов в отношении страны-нарушителя, но на практике он никогда не применялся. Пока экономика росла, проблемы
Чтобы понять масштаб проблем этой страны, стоит вспомнить российский дефолт 1998 года. Накануне кризиса внутренний госдолг России в виде
Экономика Греции стала неконкурентоспособной, однако не спасти ее не могли. Дело в том, что долговые бумаги Греции, как и других стран еврозоны, до последнего времени считались хорошим инструментом для европейских банков, которые могли рефинансировать их в Европейском центральном банке. Держателями этих бумаг были немецкие, французские и итальянские банки. В случае дефолта многие из них оказались бы в крайне тяжелом положении, и им наверняка понадобилась бы государственная поддержка. А общественное мнение в странах Европы уже не готово смириться с тем, что сотни миллиардов евро идут на поддержку банков. Поэтому, фактически, государства еврозоны, принимая решение о спасении Греции, спасали свои банки.
Полтора года назад мы это уже видели: крупным банкам, за исключением Lehman Brothers, не дали умереть, их спасли. Но теперь общественное мнение во всех странах недовольно процедурами по спасению банков. Оказалось, что правительствам лучше помочь Греции, нежели помочь своим банкам. Но
Если бы не этот демарш, рынки бы уже начали успокаиваться. В целом, благодаря пакету помощи Греции и созданию стабилизационного фонда для поддержки евро в 750 млрд угроза финансовым рынкам отодвинута. На эти деньги можно выкупить все долги Испании, Португалии.
Пакет помощи Греции объемом 110 млрд евро — это покупка времени, в течение которого бюджет фактически освобождается от долгов. Теперь у страны есть год-полтора для того, чтобы провести структурные реформы в экономике. И долгосрочные инвесторы, которые держат пятилетние бумаги Греции, раньше этого времени не станут из них выходить.
Все это позволяет ожидать, что никаких крупных потрясений или дефолтов в Европе в краткосрочном периоде не будет. Как валюта евро сохранит свое влияние, а ближайший год для рынков будет более спокойным, чем последние недели. И если «Гондурас не чесать», ситуация постепенно стабилизируется.
Будет ли третья волна кризиса? Если была вторая, то может быть и третья. Определенные опасения внушают финансовые позиции Великобритании, имеющей очень большой дефицит бюджета и госдолг. То же самое происходит и в США, где до сих пор остаются неразрешенными проблемы на рынке недвижимости.
Сергей АЛЕКСАШЕНКО