Банки продолжают копить «лишние» деньги. Только за прошлый месяц объем избыточной ликвидности вырос на 210 миллиардов рублей и достиг 1,4 триллиона рублей, подсчитали эксперты Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии.
Необходимый уровень ликвидности составляет 5 процентов от активов банков, объясняет директор центра академии Сергей Моисеев. Это тот минимум, который необходим банкам для обслуживания платежей клиентов — юридических лиц и для того, чтобы обеспечить непрогнозируемое снятие средств с депозитов физлицами. Но сейчас, по подсчетам Моисеева, объем ликвидности почти в два раза выше необходимой планки и составляет 9,7 процента активов. Избыточная ликвидность — признак того, что деньги есть, но не работают, комментирует эти расчеты советник Института современного развития Никита Масленников.
Денежный «навес» возник на фоне высоких цен на нефть — в банки притекают средства клиентов — юридических лиц, а также роста вкладов населения. В апреле в годовом выражении годовые темпы роста вкладов достигли 25 процентов, уточняет Моисеев. В общей сложности население, напомним, хранит сейчас на депозитах почти 8 триллионов рублей. По-хорошему банкиры должны были бы пустить деньги «в работу», на кредитование. Но оно практически замерло. В апреле все «лишние» деньги банки разместили на депозитах в Центробанке и в облигациях ЦБ, подсчитали в Московской финансово-промышленной академии (МФПА).
К тому же избыток ликвидности создает дополнительные риски — как для банков, так и для экономики в целом. У банков возникают проблемы
Для того чтобы избыточная ликвидность «рассосалась» и не создавала проблем, объем кредитов до конца года должен вырасти в номинальном выражении на 15 процентов, подсчитал Моисеев. Напомним, что именно на прирост в 10—15 процентов рассчитывает руководство Центробанка. Но это слишком оптимистичный прогноз, считают эксперты. Рост потребкредитования в апреле составил один процент и был зафиксирован впервые с начала кризиса. Увеличение общего кредитного портфеля составило всего 0,9 процента. По прогнозам МФПА, в этом году банки нарастят выдачу ссуд всего на 5—7 процентов. Пока условий для роста кредитования нет, соглашается Масленников. Скорее всего, по его прогнозам, в этом году начнет расти выдача ссуд гражданам — потребительский спрос постепенно возвращается. Но и здесь существует «ловушка», предупреждает эксперт. Если параллельно на рынке не появится конкурентоспособная отечественная продукция, кредиты уйдут на покупку импортных товаров. А российская промышленность от такой кредитной активности никаких плюсов не получит. К тому же такая ситуация чревата разгоном инфляции.
Между тем росту ссуд для отечественных предприятий мешают несколько проблем, отмечает Масленников. Во-первых, говорит он, на банки по-прежнему «давит» проблема плохих долгов. И хотя катастрофического варианта с просрочкой не будет, ее объем к концу года составит 15—17 процентов от выданных ссуд, а это все равно существенная нагрузка на банки
Елена КУКОЛ