Еще недавно создание единой валюты казалось весьма удачной идеей, и на карте мира почти не осталось регионов, в которых бы не обсуждались подобные намерения. Однако нынешние проблемы зоны евро охладили это стремление к объединению. В частности, по информации французских СМИ, члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, куда входят Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман и Объединенные Арабские Эмираты, решили на неопределенное время отложить обсуждение данного вопроса. При этом министр иностранных дел Кувейта шейх Мухаммед аль-Сабах подчеркнул, что считает «безответственным» проталкивать идею о валютном союзе без изучения последствий нынешних финансовых проблем Европы. Впрочем, он тут же оговорился, что пока об окончательном отказе от самой идеи речи не идет.
В понедельник тему развил управляющий Центрального банка Саудовской Аравии Мухаммад аль-Джассер, сообщив, что никаких изменений в уже разработанной стратегии создания единой валюты нет. Более того, кризисные сценарии, подобные греческому, заранее были приняты в расчет.
Напомним, в декабре прошлого года Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн и Катар договорились о введении единой валюты. Оман и ОАЭ отказались к ним присоединиться. Появление новой денежной единицы было запланировано на 2013 год. В марте начал работу валютный совет и был избран его председатель. Об аналогичных планах по созданию валютных союзов заявляли некоторые страны Латинской Америки и Азии. Очевидно, что и там сейчас пристально следят за перипетиями евро.
Между тем к спасению единой европейской валюты уже готовы подключиться тяжеловесы: вчера глава китайского Центробанка Чжоу Сяочуань сообщил о том, что КНР и США решили совместными усилиями поддержать Европейский союз в выходе из долгового кризиса. Об этом представители двух крупнейших мировых экономик договорились в ходе проходящего в Пекине саммита по вопросам развития двусторонних отношений. Слабый евро снижает конкурентоспособность китайских товаров на крупнейшем для КНР экспортном рынке Европы, а это, в свою очередь, мешает отвязать юань от доллара, на чем тщетно настаивает Вашингтон. Да и самим Штатам, с их собственным дефицитом бюджета, чрезмерное укрепление доллара вовсе не нужно, не говоря уж о полном крахе евро. Чжоу Сяочуань выразил уверенность, что долговые проблемы ряда европейских государств не создадут серьезных препятствий на пути восстановления мировой экономики от последствий глобального финансового кризиса.
Тем временем «локомотив» евросоюза и зоны евро Германия приняла закон о внесении в общеевропейский стабилизационный фонд до €146,7 миллиарда. А заодно решила личным примером научить ближайших соседей, как надо экономить. Немецкие власти разработали программу сокращения своего бюджетного дефицита на €10 млрд ежегодно, с тем чтобы к 2016 г. довести его почти до нулевого уровня. В соответствии с законом, принятым в 2009 г., через шесть лет дефицит должен снизиться до уровня 0,35% ВВП, и превышать его будет позволено только в случае масштабных стихийных бедствий или глубокой рецессии.
При этом уже сейчас дефицит бюджета ФРГ всего на доли процента превышает официально разрешенный порог в 3% от ВВП. Согласно немецкой статистике, по итогам 2009 г. он составил 3,1%. В текущем году ожидается рост до 5%, но и этот уровень достаточно невелик по сравнению с дефицитными рекордами остальных государств еврозоны. Примечательно, что в своей программе немецкие власти основную ставку делают не на сокращение социальных выплат, как Греция и другие проблемные члены еврозоны, а на фискальные меры: среди первоочередных задач числится отмена налоговых льгот.
Мария ТРИФОНОВА