Глава Минфина Алексей Кудрин уверен в стабильности евро, полагая, что «небольшой валютный кризис» еврозоны послужит усилению интеграции внутри ЕС. А вот позиция министра относительно будущих цен на нефть более консервативна. В ведомстве Кудрина считают, что черное золото будет стоить 70 долларов за баррель. Исходя из этой оценки и надо планировать расходы следующей бюджетной трехлетки, в противном случае государство рискует уколоться о нефтяную иглу.
У евро есть будущее
«Я присоединяюсь к тем экспертам, которые считают, что в результате этого кризиса еврозона выработает дополнительные инструменты в сфере финансов»
Во вторник в беседе с журналистами глава Минфина признался, что уверен в будущей стабильности евро.
«Я уверен в будущем евро, не думаю, что изменение курса, что, безусловно, можно сказать, является небольшим валютным кризисом, тем не менее, уменьшает будущее евро», — цитирует Кудрина «Интерфакс».
В подтверждение своей точки зрения министр рассказал, как в 80-е годы резко снизился курс доллара, однако это не уменьшило его роли. «Я присоединяюсь к тем экспертам, которые считают, что в результате этого кризиса еврозона выработает дополнительные инструменты в сфере финансов. Даже думаю, что интеграция внутри ЕС усилится», — добавил он.
Примерно о том же на прошлой неделе говорил помощник президента РФ Аркадий Дворкович, заочно «успокоив» канцлера Германии Ангелу Меркель, которая в крайне мрачных тонах охарактеризовала ситуацию, сложившуюся с евро.
Он, в частности, заявил, что евро выдержит нынешнюю проверку на прочность, а кризис пойдет только на пользу ЕС, поскольку это позволит в будущем увеличить гибкость экономики и производительность труда.
Сложившаяся ситуация стала «серьезным сигналом» для стран Европы, который позволил им осознать слабые места, считает Кудрин. «Но они постепенно устранятся, и на выходе мы получим сильную валюту», — добавил он.
Глава Минфина также высказался в поддержку действий Центробанка РФ на валютном рынке, назвав их «рациональными», передает ИТАР-ТАСС.
Минфин сбивает цену
Говоря о планировании бюджета, Кудрин в очередной раз озвучил позицию Минфина, согласно которой рассчитывать расходы на 2011—2013 годы нужно исходя из цены на нефть в 70 долларов за баррель. «Главный вопрос — по какой цене будут рассчитываться расходы. Здесь позиция Минфина — 70 долларов на все три года», — сказал министр.
Впрочем, договориться о том, какую цену на нефть заложить в бюджет на 2011 год, пока не удалось, признал Кудрин. Напомним, Минэкономразвития настаивает на базовом варианте цены в 76 долларов за баррель, а оценки Минфина на 6 долларов «скромнее».
Сам Кудрин ранее объяснял, что запланированный на 2011 год дефицит в 4% ВВП достижим при 70 долларах за баррель, если нефть будет дороже, значит, дефицит окажется меньше. Глава Минэкономики Эльвира Набиуллина предлагает планировать бюджет не по заниженным ценам, а по консервативным прогнозам — 76, 78 и 79 долларов на 2011—2013 годы.
Кудрин настаивает на том, что планирование расходов исходя из более высокой цены на нефть несет в себе риски для сбалансированности бюджета.
«Давайте себе побольше позволим потратить от нефти и газа, больше тем самым будем зависеть от них. И в том случае если цена упадет до 50 долларов за баррель, то будет очень трудно покрыть такой дефицит», — предупредил министр.
Не повод спорить
Отметим, что средняя цена барреля нефти с начала года составляет порядка 76,4 доллара. Нефть уверенно дорожала с середины февраля — к началу мая стоимость Urals выросла на 22%. Однако в начале мая нефть начала стремительно дешеветь, к настоящему моменту «растеряв» весь предыдущий трехмесячный рост.
Тем не менее эксперты считают, что черное золото еще наверстает упущенное. «Что касается прогноза на следующий год, то, на мой взгляд, нефть приблизится к отметке в 80 долларов за баррель», — предполагает аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин.
Даже несмотря на нынешнее снижение котировок на мировых рынках, долгосрочные тенденции пока скорее говорят в пользу дальнейшего роста стоимости углеводородного сырья, соглашается с коллегой главный аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган.
Консерватизм оправдан
Впрочем, по словам Гангана, «незначительная разница» в сценариях Минфина и Минэкономразвития на деле приводит к заметному искажению планов по будущим госдоходам.
По некоторым подсчетам, рост стоимости барреля на 1 доллар дает бюджету 2—2,5 млрд долларов дополнительного дохода в год. То есть цена вопроса в случае трехлетнего бюджета составляет как минимум 36 млрд долларов. Примерно столько российский бюджет может дополнительно выручить за три года, в случае если цены на нефть совпадут с прогнозами ведомства Эльвиры Набиуллиной, а в законе будет заложена цена в 70 долларов за баррель.
Впрочем, позицию традиционно консервативного Минфина можно понять: если принять слишком оптимистичный сценарий, который может и не оправдаться, в дальнейшем могут возникнуть существенные проблемы с финансированием расходов.
«Представим: в законе о бюджете заложена цена в 76 долларов за баррель, а по факту мы имеем цену на 6 долларов ниже. Между тем потенциальные поступления от нефтегазовых продаж уже распределены по статьям расходов. В итоге придется либо секвестировать бюджет, что будет воспринято весьма негативно, либо покрывать дефицит за счет заимствований и резервных фондов», — пояснил Ганган.
Наталья ЖУРАВЛЕВА