Кризис для российских банков прошел относительно безболезненно, если не считать нескольких кредитных организаций, которые заигрались с рисковыми активами и, как следствие, попали под процедуру санации. Однако расслабляться еще рано: до конца года рынок могут покинуть до 200 банков.
В феврале текущего года относительно незаметно для общественности произошло весьма примечательное событие: число банков в России опустилось ниже знаковой отметки в 1000. Для сравнения: перед кризисом 1998-го их было более 2000. Не самый впечатляющий результат за 12 лет… Но то ли еще будет? Эксперты и участники рынка ожидают, что ближайшие два года проредят банковский сегмент гораздо сильнее, чем предыдущие два десятилетия. По самым скромным оценкам, до конца 2010-го с рынка могут уйти от 50 до 200 кредитных организаций. В следующем году банков может стать в три раза меньше, чем сейчас. «Оптимальное число — 200», — заявил в прошлом году президент Альфа-банка Петр Авен. Аналогичного мнения придерживаются и другие представители крупного банковского бизнеса и лоббисты банковских структур во власти. В России ежегодно закрывается порядка 30—40 банков, но эта цифра может увеличиться, подтверждает президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков считает, что мелким региональным банкам будет крайне сложно пережить ближайшие два года.
Основной причиной ухода с рынка является повышение требований к минимальному собственному капиталу действующих банков, который с 1 января 2010-го должен составлять не менее 90 млн руб. В начале марта директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов сообщил, что в связи со вступлением в силу новых требований было отозвано 7 лицензий, еще 7 банков с недостаточным размером капитала были преобразованы в небанковские кредитные организации, 7 кредитных организаций завершили докапитализацию в январе 2010-го, а один банк ликвидировался в добровольном порядке. В дальнейшем требования к банковскому капиталу станут еще более жесткими. Так, с 2012-го минимальный порог составит уже не 90, а 180 млн руб. Министр финансов Алексей Кудрин осенью минувшего года высказал и более радикальное предложение — увеличить со временем требования до 1 млрд руб. «Нас попросту выживают с рынка, — жалуется топ-менеджер одного из региональных банков. — Консолидация банковского рынка способствует не только повышению его устойчивости, но и снижению уровня конкуренции». Он не исключает, что в конечном итоге в отдельных регионах местные кредитные организации будут скуплены крупными игроками, а в тех областях, где банковский бизнес не является столь прибыльным занятием, как в городах-миллионниках, останутся лишь филиалы Сбербанка.
Под защитой моратория
Уже сейчас под угрозой исключения из системы страхования вкладов, по информации ЦБ, находится более 70 банков. Банки нарушают требования по доходности, активам и капиталу. Их не исключают только благодаря мораторию, который был введен с 28 сентября 2009 года. Поправки к закону «О страховании вкладов» на срок до 31 декабря 2010-го сняли с Банка России обязанность вводить запрет на привлечение вкладов банками, нарушающими обязательные нормативы и количественные характеристики финансовой устойчивости (показатели капитала, активов, ликвидности и доходности) в течение шести месяцев или двух кварталов подряд. Однако эксперты не уверены, что кредитным организациям, вышедшим за рамки требований, удастся в остающиеся до конца года 7 месяцев восстановить показатели до требуемого уровня. «Многие из них являются кандидатами на вылет», — констатирует топ-менеджер крупного столичного банка.
Стремление чиновников любыми способами вытеснить с рынка мелкие и региональные банки у многих экспертов вызывает недоумение. «Часто говорят, что совокупная капитализация отечественных коммерческих банков меньше капитала, которым обладает какой-нибудь один иностранный монстр, — рассуждает Анатолий Аксаков. — Но если маленький банк работает, не нарушает законов, выполняет все нормативы, значит, он нужен своим клиентам. Более того, вряд ли его функции возьмет на себя какой-нибудь федеральный банк — ему это невыгодно». По словам Аксакова, невозможно вырастить устойчивую банковскую систему, искусственно «надувая» избранные кредитные организации. Главное, «чтобы консолидация банков была не навязана административными мерами, а обоснована экономической стимуляцией», выбирать, кому жить, а кому уходить, должен рынок, а не чиновники, добавляет Гарегин Тосунян.
Но власти продолжают действовать директивными методами. «Государство в лице регулятора и далее будет ужесточать требование к капиталу кредитной организации, тем самым вытесняя небольшие кредитные организации», — считает начальник департамента корпоративного финансирования UFS Investment Company Дмитрий Гадалов. Член совета директоров Первого республиканского банка Людмила Лебедева объясняет стремление к укрупнению банковского рынка тем, что с приходом кризиса для многих банков выросли риски падения капитала и ограничения дальнейшего роста бизнеса. «Власти стремятся не допустить лавины банкротств кредитных учреждений. Они заинтересованы в том, чтобы устранить с рынка наиболее слабые банки. Возместить финансовые потери всех российских банков государство не может. Сокращение числа банков — необходимость, продиктованная кризисом», — высказывает свою точку зрения руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
Не в пример западу
Отечественные чиновники, говоря о консолидации банковского рынка, любят приводить в пример западный опыт, где кредитные организации, дескать, куда более устойчивы, чем у нас. «Свалить с ног» их может лишь глобальный кризис, подобный последним потрясениям на мировых финансовых площадках. Но и в этом случае тамошним гигантам помогает государство. Действительно, когда начался кризис, банк Freddie Mac и другой флагман ипотечного рынка США — Fannie Mae были переведены под госуправление. Тогда глава американского Минфина Генри Полсон объяснил это нелегкое для федеральных властей решение тем, что «Fannie Mae и Freddie Mac настолько крупны и переплетены со всей финансовой системой страны, что их крах приведет к колоссальным потрясениям на национальном и международном рынках». Затем зашатались Citigroup Inc., Bank of America и Merrill Lynch. Естественно, что американские власти не могли оставить эти столпы финансовой системы без госпомощи. При этом эксперты из российских министерств и ведомств, приводя в пример зарубежный опыт, забывают, что, в отличие от РФ, где банков уже меньше 1000, в США на конец 2009 года насчитывалось 6936 банков, а в Германии — 2048. И их количество директивными мерами никто не пытается сокращать: если банки работают, значит, их услуги востребованы, рассуждают западные чиновники, предоставляя возможность регулировать количество кредитных организаций самому рынку.
«Массовый исход банков с рынка маловероятен, так как это может спровоцировать панику в банковском секторе, что в свою очередь повлияет и на бизнес крупных игроков», — говорит Дмитрий Гадалов. Учитывая, что именно в их интересах проводится укрупнение, «подставлять» лидеров рынка чиновники явно не собираются. Поэтому вытеснение мелких и средних игроков будет происходить постепенно, хотя и все возрастающими темпами. Людмила Лебедева полагает, что до конца года уйдут 20—30 банков, а в перспективе на рынке останется не более 200—300 банков. Василий Колташов более радикален в своих оценках, он считает, что в ближайшее время с рынка уйдут 200—300 банков. «Власти могут не успеть с сокращением числа банков по сценарию мягкого давления до начала новой острой фазы кризиса. Тогда их придется сливать ускоренно, совершенно отбросив аксиому, что рынок разберется сам», — говорит эксперт. «В перспективе ближайших лет сокращение числа участников банковской системы может составить 50—70% относительно текущей ситуации», — резюмирует главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Только вместе
Тем кредитным организациям, которым негде достать средства на увеличение капитала и которые при этом не хотят стать жертвами поглощения со стороны более крупных игроков или попросту закрыться, эксперты советуют объединяться с такими же мелкими банками. В частности, была предложена схема создания объединенного регионального банка, в его состав могли бы войти банки с капиталом менее 90 млн руб. Они могли бы сохранить в рамках данной кредитной организации свои бренды, а также определенную долю самостоятельности на уровне региональных филиалов. «Интересная идея, — соглашается Анатолий Аксаков. — В принципе это позволило бы не только повысить совокупную капитализацию, но и существенно оптимизировать издержки группы». Однако сразу возникает несколько проблем. Например, как примирить интересы собственников всех входящих в единую кредитную организацию структур? Маловероятно, что они захотят подчиняться какому-то коллективному органу управления, не говоря уже о том, что возникнут серьезные сложности с объединением IT-систем, унификацией продуктовых линеек. Весь этот процесс может занять несколько лет. Вот только времени на раздумья у мелких игроков банковского рынка остается все меньше. До отмены моратория, как уже было сказано, 7 месяцев, а до очередного повышения требований к капиталу — 1 год и 7 месяцев.
График 1 «ПОТЕРИ» БАНКОВСКОГО РЫНКА
1997 | -332 |
1998 | -228 |
1999 | -132 |
2001 | +2 |
2002 | +6 |
2003 | -5 |
2004 | -28 |
2008 | -34 |
2009 | -51 |
Источник: данные ЦБ |
График 2 БАНКИ, ПОПАВШИЕ ПОД ДЕЙСТВИЕ МОРАТОРИЯ
01.04.2010 | 75 |
01.01.2010 | 49 |
01.10.2009 | 26 |
Источник: данные ЦБ |
Максим ЛОГВИНОВ