Олег Тиньков* случайно создал банк, основная клиентура которого — женщины. Президент банка Оливер Хьюз, рассказывая о банке на клиентской конференции «Актуальные вопросы рынка банковской розницы», организованной Delloite и Morgan Hunt, говорил «наши клиентки», «мы предлагаем ей», «мы сделали для нее» — уверяя, что это временное явление, которое скоро сойдет на нет.
Специально созданием женского банка ни Тиньков*, ни Хьюз не занимались. Действительно, у ТКС даже нет специальной карты розового цвета с логотипом какого-нибудь известного журнала или модного дома. Несмотря на это 60% клиентов оказались женщинами. Это несколько больше, чем, например, у «Русского стандарта», ассоциирующегося с одноименной водкой. Доля женщин среди клиентов последнего, по некоторым данным, в 2008 году составляла 53%.
«Сначала мы думали, что причиной [преобладания женщин среди клиентов банка] является личность Олега Тинькова*, — смеется Оливер Хьюз. — Но, конечно, есть другое объяснение. Когда мы начинали, то для рассылки карт использовали базы каталогов типа Quelle, услугами которых в основном пользовались женщины». Кстати, женщины преобладают и среди клиентов бангладешского банка Grameen, основанного нобелевским лауреатом Мухаммедом Юнусом и специализирующегося на микрокредитовании беднейших слоев населения. Впрочем, преобладание женщин среди клиентов «ТКС-банка» может объясняться гораздо проще: по данным исследования «Русского стандарта», проведенного в 2008 году, 58% заемщиков всех российских банков — женщины.
Так или иначе, использование баз данных каталогов оказалось весьма удачной идеей: банк сразу попал в сегмент клиентов, уже пользовавшихся дистанционными услугами, заказывавших товары по почте и, в целом, готовых покупать удаленно. Банку довольно быстро удалось набрать солидный кредитный портфель. Всего было разослано 34 млн предложений, на них откликнулись 3% адресатов. «ТКС-банк» выпустил уже 515 000—520 000 карт, из которых активировано 80—85%. Кредитный портфель — 7 млрд рублей. Просрочка на 1 апреля 2010 года составляла около 7%: при кредитном портфеле 5798 млн рублей просрочено было 396 млн рублей. Впрочем, банк растет с такой скоростью (на 1 февраля 2008 года кредитный портфель составлял 339 млн рублей), что сделать вывод о реальном уровне проблемных кредитов сложно: просрочка просто тонет в росте.
При этом качество клиентской базы вызывает некоторые вопросы. Наиболее активно услугами «ТКС-банка», по словам Оливера Хьюза, пользуются в регионах, причем, чем меньше город, чем менее развита в нем сфера услуг — тем больше в нем откликнувшихся на предложение банка клиентов. В небольших городах, как правило, ниже уровень жизни, а значит — ниже уровень платежеспобности и больше риск невозврата кредита. Платежеспособных москвичек среди клиентов банка всего 2%, но Оливер Хьюз считает, что с запуском интернет-канала продаж эта ситуация исправится, и жители столицы тоже начнут пользоваться кредитными картами от Олега Тинькова*.
Елена ТОФАНЮК
*16.02.2024 признан в РФ иностранным агентом и внесен в реестр иностранных агентов.