Европа решительно движется к специальному налогообложению банков. Еврокомиссар по внутреннему рынку и услугам Мишель Барнье 26 мая 2010 г. огласил намерение Европейской комиссии вынести на рассмотрение проект спецналога на банки, за счет которого будут покрываться расходы на их санацию. «Налогоплательщики не должны продолжать нести на своих плечах бремя спасения банковского сектора от кризисов в будущем, это неприемлемо», — сказал чиновник.
Предполагается, что национальные правительства создадут сеть фондов по разрешению банковских кризисов, деятельность которых будет координироваться на уровне Европейского союза в целом. В то же время Барнье упомянул, что не исключает возможность использования средств национальных фондов для помощи банкам в других странах Европы (
Хотя общие черты проекта в целом раскрыты, механизм работы фондов по-прежнему остается неясным. Европейская комиссия предполагает, что средства «должны быть использованы не для спасения банков, но только для упорядоченного банкротства, которое исключило бы дестабилизацию всей финансовой системы». Если идет речь не о поддержке банков в период кризиса, а об их «упорядоченном банкротстве», то неясно, на что должны быть израсходованы средства фондов. Кроме того, согласно проекту, кредиторы банка будут вынуждены согласиться на уменьшение выплат по принадлежащим им долговым обязательствам банка-банкрота, если для его спасения потребуются средства фонда. Это означает необходимость изменения законодательства о банкротстве и приведения его к общему виду во всем Европейском союзе.
Неясность остается также в отношении формы налогообложения банков. В политических кругах обсуждаются две версии налогообложения: американская и европейская. Американская предполагает введение налога на активы (то есть размер) банков, а европейская — на долговые обязательства за вычетом депозитов и собственного капитала банков. Оценки необходимой величины фондов разнятся. Германия предполагает, что налоговые платежи должны составлять около €1 млрд год. По оценкам специалистов Deutsche bank, общеевропейский объем фондов достигнет €120—140 млрд. На взгляд МВФ, национальный фонд не может быть менее 2—4% ВВП. Франция наряду с Великобританией считает, что налоговые платежи следует направлять в бюджет для компенсации ранее понесенных расходов на поддержку банков, а не в специальный фонд. Несмотря на многочисленные разногласия по деталям проекта, в целом, европейские правительства больше склонны поддержать, нежели отвергнуть предложения Европейской комиссии.
Реакция банковских кругов была вполне предсказуемой, хотя не все европейские общественные объединения подали свой голос. Ассоциация немецких банков, так же как и Европейская банковская федерация, скромно промолчали, их больше заботят готовящиеся новые стандарты по капиталу и ликвидности. Французская банковская федерация заявила, что налогообложение банков никак не спасет их от дальнейших кризисов. Более действенными мерами будут пересмотр пруденциальных требований, усиление банковского надзора и регулирования, повышение скорости мер надзорного реагирования. Британская банковская ассоциация вторит ей в том же духе. Во-первых, она возражает против панъевропейского фонда, за счет которого национальные банки будут платить за кризисы в других странах. Во-вторых, создание фонда никак не поможет предотвратить будущие кризисы. Напротив, снижение вероятности банкротства европейских банков увеличит риск их безответственного поведения. В-третьих, вместо сбора дополнительных налогов денежным властям, на взгляд ассоциации, стоит заняться усилением банковского надзора и регулирования.
Пока на европейском континенте бушуют дебаты, Швеция успела тихо и незаметно реализовать идею спецналога на банки. О том, что у нее получилось, мы поговорим в следующем сообщении.
Сергей МОИСЕЕВ