Надежды на бурный рост числа сделок по слиянию и поглощению (M&A) на лизинговом рынке не оправдались: кризис, непрозрачность и недостаточно высокая конкуренция мешают игрокам объединяться.
Фальстарт
После 2007 года, когда объем нового бизнеса российских лизинговых компаний увеличился в три раза, все ожидали бума сделок M&A на лизинговом рынке. Многие эксперты считали, что на российский рынок придут крупные западные игроки, которых заинтересуют действующие на нем компании.
С наступлением кризиса, в конце 2008 года, разговоры о сделках M&A велись уже в другом ключе: обсуждались возможности приобретения сошедших с дистанции игроков. Но и эти прогнозы не оправдались: как объясняет Олег Литовкин, генеральный директор лизинговой компании «Уралсиб», все участники рынка в той или иной мере пострадали от кризиса, поэтому желающих приобрести на баланс лишние проблемные активы не нашлось. Ирина Велиева, руководитель службы рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА», добавляет, что многие игроки рынка оказались на грани выживания, а в спасении лизинговых компаний, находящихся в предбанкротном состоянии, практически никто не заинтересован.
Тем более что цены были неадекватны ситуации. «Начиная с 2008 года в нашу компанию регулярно поступали предложения о приобретении лизинговых портфелей или компаний в целом. Но, как правило, это были либо крайне некачественные портфели, или запрашивалась цена, при которой терялся экономический смысл приобретения портфеля. Даже имея доступ к финансовым ресурсам в 2008—2009 году, Группа Компаний «Балтийский Лизинг» не приобретала лизинговых компаний или портфелей»,— вспоминает начальник отдела маркетинга и развития ГК «Балтийский Лизинг» Евгений Колесов.
«Светлого будущего» M&A на рынке так и не дождались, и сделок в последние два года было заключено немного (хотя непрозрачность этого сегмента рынка осложняет точный подсчет). Зимой 2008 года лизинговая компания Бизнес Альянс приобрела 100% акций «Ханты-Мансийской лизинговой компании «Открытие»» (ХМЛК «Открытие»), а летом 2009 года — 100% акций австрийской компании Donau Leasing GmbH. В результате образовалась лизинговая группа Бизнес Альянс. ХМЛК «Открытие» была куплена как площадка для развития направления розничного лизинга и работы с малым и средним бизнесом, а Donau Leasing — для работы с российским бизнесом в Центральной и Восточной Европе, который, предположили в Бизнес Альянсе, нуждается в лизингодателях, понимающих менталитет и особенности российских компаний.
Ирина Велиева упоминает также анонсированную в ноябре прошлого года сделку по покупке компанией «Вектор-Лизинг» «НОМОС-Лизинга».
Чаще совершались операции по покупке лизинговых портфелей, отдельных сделок или частей лизинговых портфелей. «Но если такая передача портфелей происходила, то чаще всего это были не рыночные сделки, а переоформление активов в рамках финансовых групп либо откровенный вывод живых сделок из обанкротившихся лизинговых компаний, которых, по средней оценке, за последние полтора года было не менее 40»,— констатирует Евгений Колесов.
Несливаемые портфели
Хотя лизинговые компании уже не столь остро ощущают кризис, притока потенциальных покупателей они не ожидают. Российским игрокам покупка лизинговых компаний могла бы быть интересна с точки зрения увеличения доли рынка, но на практике это пока маловероятно
Эксперты, проводя аналогии между лизинговым рынком и банковским, указывают на то, что не стоит ожидать такого же роста сделок M&A в лизинговой сфере, как в банковской. «Лизинговую компанию создать несложно, никаких разрешений и лицензий не требуется. Банк же проще купить, так как процесс регистрации нового банка и получения лицензий растягивается на годы»,— говорит Алексей Смирнов, заместитель генерального директора CARCADE Лизинг.
Кроме того, лизинговые компании менее прозрачны, чем банки. Это объясняется опять-таки зарегулированностью, а также тем, что лизинговые компании не обязаны вести учет по МСФО. Российский же учет лизинговых операций больше запутает потенциальных инвесторов, чем поможет им.
Сложности с учетом приводят к тому, что лизинговым компаниям, желающим объединиться, приходится решать, стоит ли это делать. «У ГК «Балтийский Лизинг» в 2007 году был опыт приобретения портфеля у лизинговой компании на Дальнем Востоке. В процессе приобретения актива появились подводные камни, такие как различия в подходах к начислению лизинговых платежей и юридическая составляющая лизинговых договоров. Учитывая, что у нашей компании 26 филиалов и в обслуживании находится более 4,7 тыс. договоров, ведение управления приобретенными договорами в «ручном» режиме не способствовало технологичности работы и развитию данного направления», — рассказывает Евгений Колесов.
Потенциальных покупателей отпугивают и неадекватные цены. «Адекватность оценок на рынке даже в докризисные времена — непростая тема для обсуждения», — вздыхает Анатолий Балыкин, руководитель пресс-службы группы лизинговых компаний «Бизнес Альянс». Российский лизинг весьма неоднороден по составу, равно как и портфели многих компаний, на этом рынке работающих. То же самое можно сказать и о качестве менеджмента в лизинговой отрасли. Поэтому покупка лизингового актива требовала, и будет требовать индивидуального подхода.
Наконец, у большинства лизинговых компаний сейчас другие заботы. «Компании скорее сконцентрированы на решении внутренних проблем (просроченные платежи, реализация предметов лизинга), чем на поиске возможностей для роста через M&A. Возможно, некоторые акционеры лизинговых компаний сейчас заинтересованы в том, чтобы продать бизнес, но спрос на подобные активы практически нулевой»,— говорит Ирина Велиева.
Надежды на банки
Поэтому вся надежда лизинговых компаний — на традиционных партнеров и владельцев, на банки. Правда, есть и предпосылки для роста активности на рынке.
«Мы полагаем, что инициаторами процессов слияний и поглощений будут банки. Во-первых, именно банки обладают достаточным для подобных действий финансовым ресурсом, а во-вторых, в последнее время у них возродился интерес к лизинговой отрасли, а аффилированные с банками лизинговые компании стремятся активно наращивать портфели сделок. Покупка другой лизинговой компании — неплохой способ развития собственного существующего лизингового бизнеса, увеличения портфеля, способ выхода на новые сегменты рынки и новых клиентов»,— говорит Анатолий Балыкин.
Среди возможных покупателей участники рынка называют Сбербанк, активно развивающий программы ипотечного кредитования и лизинга.
Впрочем, основное условие, обеспечивающее этот процесс,— стабилизация экономики и финансовых рынков, возобновление предприятиями инвестиционных и модернизационных программ. Пока эти процессы только начинаются. Но и они обеспечивают рост рынка лизинга, рост спроса на услуги лизингодателей, и, как следствие, растет инвестиционная привлекательность лизинговых компаний, в том числе и как объектов M&A.
И даже если нет резона покупать лизинговую компанию целиком, то отдельные лизинговые портфели могут и в нынешних условиях оказаться вполне удачным приобретением. «В условиях кризиса компании, располагающие свободной ликвидностью, могут быть заинтересованы в покупке активов, которые характеризуются долгим периодом эксплуатации и высоким потенциалом роста после кризиса. Причем важным является не столько качество заемщиков, сколько само имущество. Очевидно, что недвижимость и вагоны, купленные с хорошим дисконтом в период кризиса, через
Поэтому слияния на лизинговом рынке, похоже, будут происходить не реками, а ручейками.
Татьяна УСТИНОВА