Приказ ФСФР «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка», зарегистрированный 6 мая, обязывает учреждения с брокерской лицензией аттестовать сотрудников, совершающих операции. Проверка квалификации людей, которые ежедневно совершают сделки на миллионы рублей, — очень важная для финансового рынка тема. И утверждение подобных положений — еще один серьезный шаг к признанию и популяризации финансовый отрасли.
Однако при этом формулировкой «участник финансового рынка» был случайно затронут огромный пласт сотрудников, которые брокерские операции не совершают. Банк выступает агентом управляющей компании, продавая паи ПИФов через свои отделения и филиалы по брокерской лицензии, поскольку пай является ценной бумагой. Соответственно, исходя из недавно утвержденного приказа, получается, что любой операционист, оформляющий заявки на операции с паями ПИФов, должен обладать аттестатом 1.0. Мы уверены, что эти люди, несомненно, каким-то образом должны быть аттестованы и проверены, однако, нам кажется странным приравнивание специалиста по продаже паев к трейдеру. При этом любопытно, что к инвестиционным консультантам самой управляющей компании (которые не просто оформляют заявки, но и ведут регулярную работу с клиентами), таких требований не предъявляется.
Ситуация усложняется тем, что в приказе не обозначен переходный период: он вступит в силу через 10 дней после опубликования. А выполнить квалификационные требования ни у банков, ни у обучающих центров не хватит времени и ресурсов. Если посчитать разветвленную филиальную сеть крупных банков-агентов, уже получается больше 1000 пунктов. Предположим, в каждом пункте 2—3 операциониста, дублирующих друг друга. Это уже означает обучение порядка 3000 сотрудников. К тому же, не все пункты приема заявок расположены близко к центрам обучения. Получается, что банк как агент должен отправлять сотрудников в другой город на обучение.
Другими словами, для управляющих компаний с разветвленной агентской сетью отсутствие уточнений по этому вопросу может обернуться катастрофой: деятельность большинства пунктов может быть признана нелегитимной. И в результате получится, что сеть есть, а возможности оформлять заявки нет. Такое положение дел откатит отрасль на несколько лет назад, практически, к истокам.
Ответ на вопрос «Что делать?» лежит на поверхности: разъяснить управляющим и банкам, попадают ли под требования приказа обычные операционисты, совершающие сделки с паями, и если да, то дать время на обучение и аттестацию.
Александр ПЧЕЛИНЦЕВ