Помните конец 2008 — начало 2009 года? Рубль валится в бездну, народ привычно скупает доллары (самые продвинутые — евро) и набивает ими матрасы… Когда в это время некоторые из моих знакомых заводили двух-, трехлетние вклады в банках, даже я, экономист по образованию и оптимист по призванию, крутила пальцем у виска…
…И почти полтора года страшно завидовала этим смельчакам. Потому что депозиты исправно приносили им по 18% — 19% годовых: такую доходность в это неспокойное время не всегда давали и спекуляции на фондовом рынке. Но теперь я могу злорадно заявить: все-таки они были неправы! Потому что позволить гражданам ни за что ни про что получать такие деньжищи наши банки могли только в совсем уж отчаянном положении. А теперь, когда ситуация выправилась, они находят самые удивительные способы сэкономить.
Все началось после майских праздников. Позвонил приятель и пожаловался, что с него в банке требуют какие-то проценты при пополнении вклада. Звонок в центральный офис особых результатов не принес: там долго переспрашивали, откуда я узнала о требовании, кем мне приходится этот вкладчик, и в конце концов предложили направить письменный запрос.
Затем коллега по работе не смогла пополнить свой банковский вклад после зарплаты — «
А потом поехало — посыпалось: мне начали звонить возмущенные клиенты банков, которым либо отказали в пополнении депозита, либо ограничили размер взноса, либо предложили заплатить 7% — 10% за данную операцию. Общим у всех этих случаев было одно: речь шла о депозитах с возможностью довнесения средств, сроком на два — три года, открытых в разгар кризиса по очень высоким, под 20% годовых, ставкам.
Чаще всего от объяснений банки уклоняются всеми способами — вплоть до отрицания самого факта ограничения внесения средств. Однако самим клиентам объясняют, что выполняют рекомендации ЦБ: снизить ставки вкладов. К тому же, оправдываются банкиры, ставка рефинансирования тоже снижается.
Можно, конечно, вспомнить о том, что «договор дороже денег», и подать на банк в суд. Но, как предупреждают адвокаты, доказать нарушение прав потребителя будет не просто. Во-первых, в большинстве случаев препятствия неофициальны, и доказать сам их факт будет трудно. Во-вторых, нужно вместе с юристом посмотреть договор: не исключено, что мелким шрифтом в нем прописано положение, позволяющее банкам поступать подобным образом.
Но, в любом случае, ситуация выглядит очень некрасиво. Ведь те люди, которые несли в банк свои сбережения в конце 2008 — начале 2009 г., поддержали финансистов в трудную минуту. И даже раньше, чем это сделало государство. Да, за хороший процент — а разве тот же ЦБ давал банками деньги бесплатно? Да и не могли те банки, которые предлагали по 18% — 19% годовых, претендовать на помощь ЦБ: слишком малы и незначительны они для финансовой системы России. И теперь эти банки пытаются надуть своих спасителей?
Платить проценты, более чем вдвое превышающие ставку рефинансирования, конечно, не хочется. А что, тем гражданам, которые платят кредиты по 25%-35% годовых, хочется это делать? Но им говорят те же банки: взял — плати. Так, может, этим же принципом стоит руководствоваться и самим финансистам? А заодно подсчитать, во сколько им обойдется потеря репутации — да еще с учетом того, что прогноз новой волны кризиса, а следовательно, оттока клиентов, никто
Татьяна СОЛЯНАЯ