Банки пошли по пути продавцов дешевой косметики и средств для похудения. Они все чаще используют тактику сетевого маркетинга, приглашая всех желающих попробовать себя в роли внештатных агентов по продаже кредитов и депозитов. Такие программы позволяют банкам сэкономить на персонале, но грозят репутационными рисками и снижением качества кредитного портфеля. Сейчас к таким нетрадиционным способам стали прибегать даже крупные банки. Последний пример — «Уралсиб».
Банки все чаще прибегают к сетевому маркетингу
Случаи привлечения внештатных агентов отмечались и раньше. Если на рубеже 2008—2009 гг. игроки, использующие агентские сети, делали ставку на депозиты, то сегодня, после реанимации кредитных программ, банки стараются привлекать внештатников для продажи кредитных продуктов. Так, в 2008 г. ОТП банк стал продавать кредиты, а позже и депозиты через агентов. Занимаются этим и Флексинвест Банк, и «Ренессанс Кредит». Последний предлагает любому физлицу заключить договор, по которому за каждого приведенного вкладчика агент получает до 1% от суммы депозита. Агент также может получить вознаграждение за привлечение средств юрлиц. Объявления с предложениями стать агентом банка появляются и на сайтах, аудиторию которых преимущественно составляют специалисты из финансового сектора. Получается, банк не против того, чтобы сотрудники инвестиционных и управляющих компаний за вознаграждение отправляли к нему своих клиентов. Учитывая, что в будущем рассматривается возможность продаж через агентов и паев ПИФов,по словам представителей банка в банке довольны отдачей от внештатников. Аналогичная схема действует и во Флексинвест Банке: за привлеченный вклад агент получает 0,8% суммы, а за каждую арендованную клиентом ячейку — фиксированную сумму 500 руб.
Агентов по заключению договоров на кредитные продукты рекрутирует и банк «Уралсиб» − 13-й по величине активов российский банк. У него оплата фиксированная: в зависимости от количества привлеченных заемщиков оплата составляет 1200—1800 руб. за кредит, за каждую активированную карту приведенным в банк клиентом агент получает до 900 руб. СКБ-банк предлагает агентам фиксированную оплату: за каждый кредит, выданный через внештатника, банк готов платить до 1 тыс. руб. в зависимости от суммы займа, а Флексинвест Банк платит процент от суммы — по ипотеке он составляет 0,2% суммы. Пожалуй, активнее других использует метод сетевого маркетинга при продаже своих продуктов Москомприватбанк. Здесь агентом можно стать, заполнив заявку на кредитную карту, а вознаграждение (за депозит банк платит 0,25% суммы, за кредитные продукты — фиксированную стоимость, от 40 руб. до 750 руб.) получить не только за привлечение клиентов, но и за рекрутинг новых агентов. На сайте банка создана даже социальная сеть агентов.
На рискованные способы распространения банки идут не от хорошей жизни
Массовый набор внештатных сотрудников, готовых работать за вознаграждение, ― это весьма удобный способ продаж для банков, не имеющих большой филиальной сети или с ограниченными рекламными бюджетами, считают банкиры. «Не нужно создавать сеть штатных продавцов, платить им зарплату — агенты работают за процент или за фиксированную сумму, оговоренную в договоре. Вознаграждение выплачивается за приведенного в банк клиента, который оформил один из кредитных продуктов или открыл депозит», — объясняет Дмитрий Орлов, вице-президент Первого республиканского банка. Некоторые из них были бы не прочь последовать примеру конкурентов и также внедрить агентские продажи. Но риски перевешивают очевидную экономию на персонале и возможность быстро нарастить портфель кредитов. «Клиент приведет нового вкладчика, банк выплатит вознаграждение, а на следующий день вклад будет закрыт досрочно. Или где гарантия, что по карте, открытой по рекомендации, будут хоть какие-то обороты?» — отмечают в Абсолют банке.
«В ближайшее время мы не планируем вводить такие способы привлечения вкладчиков», — говорит Елена Новикова, начальник управления платежных, комиссионных и депозитных продуктов Абсолют банка. А внештатник-агент в погоне за собственной прибылью может привести в банк заемщика, который не сумеет выплатить кредит. Неизвестно, повышают ли именно агенты просрочку банка по кредитному портфелю, но факт: у банков, использующих внештатников, просроченная задолженность по потребительским кредитам зачастую выше, чем в среднем по рынку. У банка «Ренессанс Капитал» (куда входит «Ренессанс Кредит») просроченная задолженность составляет 40%, у ОТП банка — 12%, у Москомприватбанка — 22%, тогда как в среднем по рынку — 7,5% (по данным на 1 апреля 2010 г.). Идти по стопам продавцов средств для похудения банки заставляют проблемы со свободными средствами. Тот же «Ренессанс», недавно втянувшийся в сетевой маркетинг, ― среди банков с опасно низким уровнем ликвидности (не превышающей 0,5% величины активов при безопасном уровне 2%).
Репутационные риски от работы агентов также опасны для банка. По мнению участников рынка, неквалифицированные продавцы часто портят репутацию банка. К примеру, излишне напористые агенты могут отбить у потенциальных клиентов желание доверить банку свои деньги или взять в нем кредит. Да и сам банк, создав широкую базу агентов, может не рассчитать свои возможности по оплате работы внештатников. Как результат — задержки с выплатами вознаграждения и возмущение агентов, обвиняющих банк в обмане, как это было в случае с Москомприватбанком: «чтобы решать проблему, НАГЛО ЛГУТ! Чтобы ничего не делать и не выплачивать агентам вознаграждение», — одно из многочисленных возмущенных сообщений на форуме Москомприватбанка.
Александр ПОТАПОВ, Ольга МАРКОВА