«Сбербанк Капитал» получил 51% сети «Вестер», конвертировав в долю долг ритейлера. И замечу, что «Сбербанку», по большому счету, некуда было деваться: поступил он так же, как сделали «МДМ банк» и «Техносила». Все же долгов у ритейлера было много, рефинансировать их нет возможности. Вряд ли банку удалось бы вернуть вложенное за счет распродажи залога. Также не думаю, что в правилах Сбербанка как госбанка — продавать долг с дисконтом. Все-таки у него намного более длинные пассивы и поэтому сиюминутной необходимости продавать долг и фиксировать убыток нет.
Отсюда абсолютно логичной выглядит именно конвертация долга в долю в компании и расчет на то, что в будущем его удастся вернуть за счет продажи. Еще один аргумент в пользу такой сделки: при распродаже залога процесс, скорее всего, был бы сопряжен с тем, что иски к розничной сети подавались бы и от других банков-кредиторов.
Конечно, розничные активы Сбербанка далеко не в лучшем состоянии. Сейчас эти три сети («Алпи», «Вестер» и «Мосмарт») находятся в разной степени упадка. Но ситуация с «Вестером» и «Мосмартом» несколько лучше, чем с «Алпи», которая проходит процедуру банкротства. В первых двух сетях и до кризиса, и в последнее время в команде работали профессиональные ритейлеры и финансисты, имеющие опыт работы в этом секторе. И перспективы «Мосмарта» и «Вестера» получше, чем у «Алпи». «Мосмарт» всегда был интересным активом, хотя там и были проблемы с управлением. А уж как объект для потенциальной покупки его и сейчас можно считать достаточно привлекательным.
Калининградский бизнес «Вестера» тоже вполне может заинтересовать профильных игроков. Так что судьба «Алпи» им вряд ли уготована. Хотя могло быть всякое, «Мосмарт» едва не стал банкротом. «Вестер» сделал немало ошибок при реализации своей региональной экспансии до кризиса. Я понимаю, перед компанией была цель быстро нарастить капитализацию, открыть много новых магазинов и получить экстенсивный рост выручки. Достаточно вспомнить историю с их московскими супермаркетами. Они тогда вложились в ремонт помещений, которые, как позже выяснилось, были заложены, и непонятно кому принадлежали. На Украине они тоже не очень удачно сработали. В сумме просчетов было изрядно. Помимо этого хватало чехарды и с менеджментом, а все вопросы замыкались на основного владельца компании Олега Болычева. В «Вестере» никогда не было действительно профессиональной и сбалансированной команды, а компания всегда ассоциировалась с ее основным бенефициаром.
Возможно, что и в «Вестере» теперь поменяется управленческая команда, как это произошло в «Мосмарте», где изменения были радикальными. Но мой взгляд, наиболее вероятный сценарий развития ситуации — это создание на базе имеющихся сетей единой розничной компании. Тем более, что все сети работают в схожем формате, близком к гипермаркету. К тому же, есть возможность сократить расходы на центральный офис, убрать дублирующие функции и действительно усилить управленческую команду. Приведя в порядок финансовую составляющую возможно в будущем продать этот пакет кому-то из стратегических инвесторов. Как российскому, так и иностранному. И здесь главное — чтобы актив получился достаточно привлекательным, который бы профессионально управлялся новой командой.
Я думаю, это самое реалистичное: при столь сильной финансовой поддержке Сбербанка и при его среднесрочном, стратегическом отношении к этому активу. Сети вполне еще можно реанимировать или, как сейчас говорят, перезапустить.
Николай ГАБЫШЕВ