Платить в магазине с помощью часов или мобильного телефона? С середины 2000-х такие технологии действуют на Западе. В этом году они могут появиться в России: платежный чип PayPass можно будет встроить в любой аксессуар, в том числе, в привычную банковскую карту. Внедрением новинки занялся Сбербанк, но удовольствие обещает быть не дешевым.
Сейчас наиболее популярной технологией бесконтактных платежей в России, да и во всем мире, является Mifare. Чип от Mifare встроен в «Социальную карту москвича», им можно расплачиваться в московском метро или при проезде на пригородной электричке.
Всего в мире выпущено более 1 млрд. карт с этим чипом и установлено около 10 млн терминалов, считывающих информацию с таких карт.
Но самый большой банк страны- Сбербанк- решил пойти своим путем и развивать иную, более современную сеть бесконтактных платежей. Как сообщил GZT.RU вице-президент Сбербанка России Виктор Орловский, до конца года будет проводится тестирование нового, «собственного» продукта Сбербанка, основанного на технологиях RFID / NFC. Эти технологии используются в системе PayPass, которую с середины 2000-х годов внедряет по всему миру платежная система MasterCard.
Умные слова
NFC (англ. Near Field Communication)- технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия. Она позволяет осуществлять обмен данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров, и используется при выпуске бесконтактных карт. NFC, прежде всего, нацелена на использование в мобильных телефонах.
RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация)- метод автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках.
Чистое поле
В MasterCard отказались комментировать проект сотрудничества со Сбербанком. Тем не менее, уже летом платежная система намерена активизировать маркетинг услуг PayPass в России.
В Сбербанке пояснили, что, в первую очередь, рассчитывают на использование нового платежного чипа в мобильных телефонах. Абонент сможет приблизить свой телефон к считывающему устройству и оплатить покупки, билеты или любые услуги.
Во многих странах мира с помощью мобильного телефона можно оплачивать транспорт, покупки в магазине, платную парковку. Но, по признанию Сбербанка, основная сложность этого проекта в отсутствии необходимой инфраструктуры в России. «По результатам „пилота» будем принимать решение, развивать этот проект или нет»,— осторожничает Виктор Орловский.
Мир будущего
«Технология бесконтактных платежей является одной из наиболее востребованных в мире. Ее преимущество- скорость. Прислонил карту- прошел через турникет. За доли секунду система успевает «опознать» карту, как платежное средство, удостовериться в том, что срок действия карты не истек, она не утеряна владельцем, не внесена в стоп-лист. Ряд крупных предприятий использует технологию PayPass при оплате работниками обеда в столовой: система увеличивает скорость обслуживания, снижает количество ошибок, возникающих при расчетах наличными, позволяет вести систему учета льгот»,— сказал GZT.RU вице-президент банка «Интеркоммерц» Денис Хренов.
«Если у клиента есть такая карта, ему не надо стоять в очереди, чтобы оплатить дорогу, чтобы заправиться, или оплатить парковку»,— говорит вице-президент Ситибанка Михаил Бернер.
Неудачный опыт
Обычно чип PayPass встраивается не в телефон, а в пластиковую карту. По данным исследования, проведенного лидером британского рынка кредитных карт Barclaycard среди своих клиентов, спрос на бесконтактные платежи растет, при этом 98% владельцев бесконтактных карт считают, что такие платежи удобнее в обращении, а 88% сказали, что это экономит время при оплате.
«Опираясь на эти данные можно сделать вывод, что проект оплаты PayPass, безусловно, найдет своих клиентов и в России»,— заявил GZT.RU представитель российского офиса Barclays.
Однако первый опыт их внедрения оказался не впечатляющим. В конце 2008 года первые российские терминалы PayPass были установлены в ресторанах «Пять звезд» сети «Прайм Стар». Так начался начался амбициозный совместные проект «Экспобанка» (теперь Barclays) и MasterCard.
Планировалось, что следующим к системе присоединится Ситибанк и что PayPass появится в столичном транспорте, в том числе метро. В MasterCard утверждают, что проект пока не завершен. В Barclays отказались комментировать результаты проекта.
Не слишком резвый старт PayPass вынудил и Barclays, и Ситибанк, присоединиться к более популярной технологии Mifare.
Система без Сбербанка
Действующая в Москве система бесконтактных платежей разработана компанией «Экспресс Кард». На сегодня в ней участвует 11 кредитных организаций: Банк Москвы, Ситибанк, Транскредитбанк, Росбанк, Московский Индустриальный Банк, Альфа-Банк, Банк Открытие, Банк Авангард, Газпромбанк, Барклайс Банк, Мастер Банк.
В «Экспресс Кард» рассчитывают, что в ближайшие два месяца число участников системы возрастет до 15.
Условия диктует метро
По данным «Экспресс Кард», банки активно стали присоединяться к этой системе в разгар кризиса. До ноября 2008 года карту с этим чипом предлагал лишь Банк Москвы. Однако после подключения Ситибанка, активность других кредитных организаций существенно возросла. Сейчас выпущено порядка 120 тысяч карт, которые можно использовать и как билет в метро.
Выбор на чипе Mifare остановился по простой причине. «На текущий момент транспортная инфраструктура Москвы поддерживает Mifare»,— сказал GZT.RU директор по развитию бизнеса «Экспресс Кард» Алексей Волков.
«Чип Mifare является более дешевым решением, но это нисколько не умаляет его практического значения»,— говорит зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов.
Эта же технология проникла и в наземный транспорт. По словам представителя Мосгортранса Александра Анасовского, переговоры об использовании банковских карт в качестве средства платежа в автобусах, троллейбусах и трамваях уже ведутся. Кроме того, «в опытной эксплуатации» находится около 100 карт банка, название которого представитель Мосгортранса назвать отказался.
Цена удобства
Алексей Волков уверяет, что банкам выгодно подключаться к уже существующей системе. «У нас весь процесс по транспорту отработан, поэтому банки, по сути, встраиваются в готовую систему»,— поясняет Алексей Волков. При этом средний размер инвестиций со стороны банка он назвать отказался.
«Если же банк начинает разрабатывать подобный проект с нуля, напрямую с одним или несколькими транспортными операторами, это увеличивает его затраты»,— говорит Волков. В частности, необходимо будет создавать отдел, который будет заниматься этими операциями, потребуются большие вложения в коммуникации.
По словам вице-президента Ситибанка Михаила Бернера, при выпуске карт для безналичной оплаты метро затраты банка связаны, главным образом, с выпуском карт, так как сеть приема обеспечивает метрополитен. «Если говорить о приеме вне метро, то там должен быть другой чип, и это накладывает на банки расходы по организации сети приема, определенных затрат потребует установка специальных терминалов»,— рассуждает Бернер.
Между тем, даже минимальные затраты со стороны банков влияют на стоимость годового обслуживания карты. «По карте «Метро» у банка повышенные издержки, и карта стоит подороже, выше и годовое обслуживание»,— подтверждает Валерий Торхов из «Авангарда». Годовое обслуживание карты «Метро» в этом банке стоит 600 рублей.
Дикие люди
Банкиры признают, что «технические новинки» пока не находят массового спроса. «Клиенты редко пользуются картой «Метро» как основной. Чаще карта является «дополнительной», приобретаемой специально для поездок в метро»,— отмечает Валерий Торхов.
Количество кредитных карт в России вообще невелико. По данным MasterCard, число активных кредитных карт в России оценивается в 8—9 млн штук при общем объеме эмиссии в 60 млн единиц.
При этом, по данным РБК, в 2009 году «снятие наличных» остается самой популярной операцией с банковскими картами в России- 91% от общего количества операций.
«В России развитие технологичных банковских услуг зависит от желания крупнейших игроков инвестировать в подобные проекты»,— считает Михаил Бернер из Ситибанка. По его мнению, отдельно взятый банк, если он не Сбербанк, вряд ли сможет изменить положение вещей на рынке.
«Если это будет Сбербанк, то он может изменить ситуацию в силу своего масштаба. С другой стороны, Сбербанк много о чем заявляет, вопрос в том, когда они смогут это реализовать»,— обращает внимание Бернер.
Наталья ГОВОРОВА