Участники рынка отмечают значительный с начала года рост числа обращений клиентов в лизинговые компании и, как следствие, существенное увеличение количества заключенных сделок.
Лизинговая оттепель
Первым признаком начинающегося выздоровления рынка, по мнению начальника отдела экспертизы проектов и оценки рисков лизинговой компании «Трансфин-М» Юрия Филатова, является то, что постепенно в лизинговые фирмы возвращаются клиенты.
Как отмечает эксперт, в прошлом году ситуация была обратной: компании сами искали потенциальных лизингополучателей. А теперь к инвестиционным проектам, замороженным в кризис, вновь вернулись представители среднего и крупного бизнеса, для которых лизинг становится одним из основных финансовых инструментов, используемых предприятиями для обновления своих основных фондов.«Начало и особенно II квартал этого года показывают, что экономика в некоторых узких ее сегментах действительно «оттаивает», — добавляет генеральный директор компании «Транскредитлизинг» Сергей Дергачев. Так, темпы роста спроса на легковой автотранспорт, на некоторые виды железнодорожного подвижного состава и технологического оборудования уже приближаются, по его мнению, к докризисным показателям.
Вместе с тем директор департамента развития «РЕСО-Лизинг» Сергей Калинин не стал бы позиционировать лизинг как отдельную отрасль, хотя как вид финансовой услуги он действительно специфичен. «Нельзя также оторвать лизинг от ситуации в отдельных сферах экономики и от макроэкономического состояния в стране, — рассуждает эксперт. — В период кризиса падает спрос, соответственно, падает предложение и производство, все начинают экономить, в первую очередь на инвестиционных программах. Основные финансирующие структуры поднимают ставки, поскольку ухудшается платежная дисциплина, нарастают неплатежи и увеличиваются риски, что также отрицательно влияет на инвестиционный климат и условия кредитования лизингового бизнеса в целом».
Откат назад
Поскольку в докризисный период объемы продаж лизинговых услуг только росли, причем высокими темпами, многие лизинговые компании, да и финансирующие структуры оказались не готовы к такому резкому изменению условий, что и привело к остановке работы, а в ряде случаев — к банкротству лизинговых фирм.
Так, вплоть до III квартала 2008-го количество и общий объем новых лизинговых сделок каждый год увеличивались. «В 2007-м, например, объем лизингового рынка России вырос по сравнению с 2006-м в 2,5 раза, — уточняет заместитель руководителя корпоративного развития компании «Центр-Капитал» Илья Куприянов. — Однако по итогам 2008-го падение составило около 30%, а в прошлом году объем рынка сократился на 56%». В дополнение Сергей Калинин приводит и конкретные цифры: «Объем новых сделок на рынке лизинга в докризисный 2007 год составлял 832 млрд руб., в 2008-м — 657 млрд руб., а по итогам прошлого года — всего 325 млрд руб. То есть по результатам 2009 года мы откатились на уровень четырехлетней давности». Основными причинами столь глубокого «проседания» стали нехватка заемных средств для лизингодателей в начале 2009-го, рост процентных ставок, снизивший доступность услуги для клиентов, повышение требований к кредитному качеству потенциальных лизингополучателей.
«К примеру, объемы нового бизнеса в секторе лизинга оборудования упали более чем в два раза, — поясняет Илья Куприянов. — Это связано с тем, что негативные тенденции в экономике России привели к свертыванию промышленными предприятиями инвестиционных программ модернизации производства. Если же спрос возникал, лизинговые компании с большой осторожностью шли на заключение сделок
Полноценно, по оценке опрошенных «Ко» участников рынка, функционировал в основном лишь сектор розничного лизинга, это в первую очередь лизинг легкового и коммерческого автотранспорта. Так, в прошлом году было заключено более 20 000 подобных сделок, что составляет 2/3 от общего количества лизинговых сделок. При этом в денежном выражении по объемам заключенных в 2009-м договоров автолизинг все же находится только на втором месте, уступая сегменту лизинга железнодорожного транспорта, авиатехники и судов.
Испытание кризисом
Безусловно, кризисные явления коснулись и лизинговых компаний: увеличилось число проблемных контрактов, ухудшилась платежная дисциплина лизингополучателей, уменьшился спрос. «Но говорить о кризисе лизинговой отрасли я бы не стал, — настаивает Сергей Дергачев. — Скорее, это было испытание компаний на прочность, проверка правильности их менеджмента и взвешенности финансовой политики».
Естественно, что двукратное сужение рынка не могло не сказаться на работе лизинговых фирм. «Отразилось это и на объемах нового лизингового бизнеса в нашей компании, — рассказывает Илья Куприянов из «Центр-Капитала». — Однако, несмотря на то что мы, как и многие другие лизинговые операторы, столкнулись с проблемой выбора платежеспособных клиентов, мы все же продолжали в течение всего прошлого года заключать лизинговые договоры». При этом компания уделяла существенное внимание сохранению достаточной ликвидности и исполнению всех обязательств перед кредиторами: своевременно проводились все платежи по кредитам, был погашен находившийся в обращении облигационный заем.
Компания «РЕСО-Лизинг», по словам ее представителя, также в полном объеме ощутила на себе все «прелести» финансового кризиса, но оказалась более устойчивой за счет диверсифицированного портфеля, быстрой реакции на события, перестройке внутренней структуры, зачастую болезненной, и значительному уставному капиталу. Так, за четыре месяца 2010 года в «РЕСО-Лизинг» уже выполнили прошлогодний объем.
«Сокращения коснулись и нашей компании, — вторит коллегам Юрий Филатов. — Мы не смогли в полном объеме выполнить стратегические планы в 2009 году, рост был медленнее ожидаемого. Но, несмотря на негативную конъюнктуру рынка, мы все-таки сохранили положительную динамику». Как результат, по итогам года «Трансфин-М» занимает 13-е место по объему нового бизнеса. Удержать позиции компании удалось за счет старых клиентов и столь привлекательного в докризисные годы рынка коммерческой недвижимости, который в свою очередь стал еще «заманчивее»
Снизилось в прошлом году число вновь заключаемых сделок и в «Транскредитлизинге». По оценке топ-менеджера компании, примерно в два раза. «Зато в настоящий момент и по количеству заключаемых контрактов, и по совокупной контрактной стоимости предметов лизинга две трети пути к докризисным показателям мы уже преодолели», — сообщает Сергей Дергачев.
Становятся активнее
Действительно, в IV квартале прошлого года экономическая ситуация в России стабилизировалась, рост просроченной задолженности сократился, ставки по кредитам снизились. Как результат, в конце 2009-го — начале 2010-го возобновляется отложенный спрос на лизинговые услуги и активизируются сами лизингодатели. Последние даже стали предлагать клиентам более выгодные условия заключения сделок. А многие начали возвращаться к таким невостребованным в момент кризиса предметам лизинга, как технологическое оборудование, подвижной состав, морские и речные суда и т. д.
«Поле деятельности для лизинговых компаний расчистилось, ушли самые слабые игроки, происходит укрупнение операторов рынка, — считает Сергей Калинин. — Проявляют большой интерес к лизингу и крупные государственные структуры, лизинговые компании активно идут в регионы, строят и расширяют свою сеть продаж».
Опережающими темпами, по мнению Юрия Филатова, сейчас восстанавливаются в первую очередь отрасли, которым помогает государство, а также те сектора экономики, которые в силу ряда причин не могут отказаться от исполнения инвестиционных программ, например, энергетика, добыча углеводородов. Неплохо, по мнению эксперта, чувствует себя и рынок железнодорожных грузоперевозок по причине увеличения доли ж/д перевозок в логистических цепочках.
«Будет и дальше расти доля лизинга автотранспорта, как наиболее распространенного и конкурентного сегмента рынка, в котором лизинговые компании совместно с производителями уже сейчас предлагают наиболее выгодные условия и продукты для лизингополучателей», — предполагает Илья Куприянов. Ощутимый спрос наблюдается на рынке лизинга коммерческой недвижимости, однако вероятность перехода этого спроса в конкретные сделки наш эксперт оценивает как невысокую. Может, по его мнению, увеличиться спрос на оборудование в наиболее стабильных отраслях российской экономики — в энергетике, нефтегазодобывающем комплексе, в секторах грузоперевозок и телекоммуникаций.
Обещанного три года ждут
В любом случае большинство опрошенных нами игроков уверены, что в этом году отечественный лизинговый рынок обязательно продемонстририрует положительную динамику. По прогнозу главного руководителя проекта управления лизинговых операций Альфа-банка Юрия Бурлакова, по итогам 2010-го будет зафиксирован рост в 10—15%. Но ожидать в краткосрочной перспективе возврата оборотов на докризисный уровень, по мнению Юрия Филатова, все же не стоит. Произойдет это не ранее чем через
«И обусловлено это и ограничением спроса на лизинг
Евгений Писковецкий, руководитель клиентского управления «Трансфин-М»:
«Сформированный до кризиса портфель компании был сбалансирован таким образом, что в результате кризисных явлений ни один наш клиент не допустил дефолта. Другой вопрос, что доля новых клиентов и новых заявок снизилась практически до минимального значения за последние пять лет работы нашей компании. Но даже в этих условиях нам удалось в 2009 году по объемам нового бизнеса вырасти в два раза быстрее рынка и переместиться по этому показателю с 51-го на 13-е место в рэнкинге российских лизинговых компаний. Но и такого результата удалось достичь после существенной корректировки стратегии развития. Потенциальный клиент «затаился» в ожидании определенности для своего бизнеса, а вновь обращающиеся клиенты рассматривались в первую очередь с точки зрения состояния уже имеющегося лизингового портфеля в других лизинговых компаниях и репутации на рынке. И сейчас особое внимание обращается на саму отрасль, в которой работает клиент, а финансовые показатели отходят на второй план. Явные признаки выхода отрасли из кризиса уже наметились. Сейчас мы видим резкое повышение клиентской активности и рост объемов заключенных договоров лизинга. В первую очередь это, конечно же, потребности ж/д операторов в новом подвижном составе, который, на мой взгляд, и будет «локомотивом» развития лизингового рынка в 2010-м и 2011-м гг.».
Андрей МОСКАЛЕНКО