В этом году законодательные и судебные власти страны наконец поставили точку в спорах о том, что должны компенсировать страховщики по ОСАГО: стоимость ремонта автомобиля, «невинно пострадавшего» в ДТП, или остаточную стоимость поврежденных деталей с учетом их износа? Президиум Верховного арбитражного суда РФ разъяснил (для непонятливых судей и автолюбителей, требующих от страховых компаний полного возмещения причиненного вреда), что размер восстановительных расходов потерпевшего должен определяться, исходя из затрат на приведение поврежденного автомобиля в рабочее состояние, учитывая износ деталей. Собственно, все споры возникали вокруг этого последнего дополнения об износе. Ранее такая трактовка формально противоречила Закону об ОСАГО и Гражданскому кодексу. Но закон подкорректировали, а противоречие с ГК устранил своим разъяснением президиум ВАС: теперь учет износа деталей надлежит считать «специальным правилом по отношению к общим нормам ГК о возмещении убытков». Все законно и логично. Дело закрыто.
Да вот беда: логика бывает разная. У страховщиков одна — на каком основании владелец видавшей виды машины, пострадавшей в ДТП, должен за их счет обновлять старые детали? Нет уж, пусть доплачивает из своего кармана! У автовладельцев другой ход мысли — я не собирался ничего менять в своем авто, мне очень нравилось то потертое, со следами ржавчины, заднее крыло, в которое въехали. Так почему я вдруг должен раскошеливаться, когда ответственность «въехавшего» была застрахована? Нет уж, пусть все оплатит страховщик, или — если найдет — поставит крыло с такой же долей износа…
Оба подхода имеют право на существование. Весь вопрос в том, на чьей стороне закон и власть. С недавних пор они стали на сторону страхового бизнеса. Впрочем, и в пользу автолюбителей было сделано несколько уточнений. Например, указано, что износ не может превышать 80% (и на том спасибо, хоть 20% стоимости детали у страховщика можно истребовать). Отмечено также, что страховщик должен компенсировать замену элементов, полностью устраняющих повреждение. То есть, если пресловутое крыло крепилось на каких-нибудь одноразовых заклепках или кронштейнах, нужно заменить и их. Кроме того, не должен учитываться износ узлов и агрегатов, при неисправности которых запрещается эксплуатация транспортного средства. Точного их перечня пока нет, но теоретически сюда можно отнести довольно широкий спектр деталей: от элементов тормозной и рулевой систем до светового оборудования.
Все точки над i, казалось бы, расставлены, однако споры по ОСАГО продолжаются. Дело в том, что до сих пор нет единой методики расчета износа деталей автотранспортных средств — ее должно разработать правительство. Оно думает над этим, но пока не дало ответа на все вопросы. А то, что уже наработано, носит достаточно спорный характер. Например, одним из основных факторов, влияющих на сроки износа, предлагается считать страну происхождения автомобиля. Самыми износостойкими признаны «японки», за ними идут «европейцы». А все авто, произведенные в России — включая «Форды» и «Тойоты», — поставлены на последнее место. Где же тут справедливость, не говоря уже о патриотизме?
Впрочем, забота о национальном страховом бизнесе — это тоже патриотизм. И надо сказать, в нем у нас добились неплохих результатов. Парадокс, но в условиях кризиса ОСАГО стало главной «точкой роста» страхового рынка. Согласно статистике Росстрахнадзора, рынок ОСАГО вырос в первом квартале 2010 г. на 13,5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года (до 18,8 млрд рублей). Это стало самым высоким показателем роста почти за два года.
Чем был вызван этот рост? Автостраховщики, опрошенные недавно РИА «Новости», дают разные ответы. Одни утверждают, что дело в возобновившемся росте продаж новых автомобилей, естественно, подлежащих страхованию. Однако если бы дело было только в этом, то рос бы и рынок КАСКО. А он просел, как и прочие виды имущественного страхования. Значит, дело не в продажах. Очевидно, более точный ответ дают представители «Ингосстраха» и «Росгосстраха»: они считают, что истинной причиной роста рынка ОСАГО стали новые повышающие коэффициенты к тарифам, которые были введены в марте прошлого года. Именно тогда были повышены территориальные надбавки, проценты по возрасту и стажу, а также надбавка за заключение договора без ограничения числа лиц, допущенных к управлению. Соответственно, эти новшества привели к постепенному росту сборов страховщиков, который отразился на статистике уже к середине года. Действительно, если в первом квартале 2009 г. рынок ОСАГО упал на 3,1%, то уже по итогам первого полугодия вырос на 1,7%, по итогам трех кварталов — на 5,4%, а по итогам года — на 6,6%. Первый квартал этого года стал пиковым, поскольку он сравнивается с последним периодом, предшествующим повышению тарифов.
Что и говорить, рынки «обязательных услуг» стимулировать не трудно, достаточно обязать граждан заплатить больше. Однако в дальнейшем — и страховщики это признают — рост премий по ОСАГО замедлится: по итогам 2010 г. он составит 5% — 7%. Это значит, что эффект от прошлогоднего увеличения тарифов завершается, и российский страховой рынок может лишиться главной точки роста. Теперь вся надежда на то, что начнется реальное восстановление экономики: без него основные виды имущественного страхования расти не будут. Впрочем, не исключено, что правительственные эксперименты с порядком исчисления износа автомобилей вновь стимулируют рост в секторе автострахования — владельцы авто будут меньше рассчитывать на компенсации по ОСАГО и начнут активнее заключать договоры КАСКО.
Андрей МИЛОВЗОРОВ