Я как гражданин практически ликую от инициатив, озвученных директором ФССП Артуром Парфенчиковым. Налоговая служба уже повернулась в этом смысле лицом к пользователям, а к лесу задом. Когда на сайте можно посмотреть свои задолженности по налогам, это очень удобно. А если данные по наличию тех или иных задолженностей или ограничений на выезд можно будет узнавать при помощи мобильного телефона и даже оплачивать задолженности по телефону или интернету, как это предлагает ФССП, то это будет просто фантастика.
Но как человек из маркетинга, из бизнеса я прекрасно понимаю все сложности, связанные с интеграцией различных IT-систем. Потому что реализация всех этих инициатив упрется именно в IT-системы, в базы данных. Это сложнейшие из сложнейших процедуры, требующие высокого профессионализма и наличия целой команды интеграторов, которые будут этим заниматься. И сейчас стоит вопрос о готовности к решению этих задач той IT-системой, которая есть сейчас. Отвечает ли она требованиям, которые выдвигают, например, те же самые безакцептные системы оплаты с помощью банковской карты?
На эту тему я могу привести пример из своего опыта. В свое время в компании «Капитал Страхование» мы делали оплату очередных взносов с помощью карты. Я могу сказать, что это была целая эпопея, потому что в этом процессе участвовало сразу несколько акторов, в том числе, банк-эквайрер и служба, которая переводит платежи через интернет и является интернет-провайдером. Кроме того были определенные ограничения по срокам перевода средств. То есть, было огромное количество технических препон, при которых можно просто увязнуть в чисто технологической реализации.
Во-первых, неясно, есть ли бюджетные условия у ФССП для реализации подобной интеграции. А во-вторых, неясно, насколько будут готовы юридические службы, бухгалтерия, финансисты, то есть те службы, которые ведут учет, к новой системе поступления платежей. Это принципиально важно.
Если в коммерческой структуре, которая напрямую заинтересована в реализации подобных проектов, от реализации которых зависит фактически их бизнес, на внедрение этих систем уходит от 3-х до 6-ти, а то и 10-ти месяцев, то, как это будет организовано в ФССП, я затрудняюсь сказать. Если эти инициативы
Что касается поиска людей через сотовых операторов, то, честно говоря, я с трудом представляю себе этот процесс. Потому что при помощи мобильного телефона определить даже свое собственное точное местоположение, например, через те же «Яндекс-карты», довольно сложно. Телефон дает разброс около километра. И непонятно, как в этой ситуации будет осуществляться поиск должников — облавным способом, что ли? Как охота на зайца?
Ну, а чтобы найти сам номер телефона должника, нет необходимости обращаться для этого за помощью к сотовым операторам. Есть и другие способы его выяснить.
Я в этой инициативе ничего предосудительного не вижу, и я в этом смысле спокоен. Моя обязанность — платить налоги, оплачивать долги по кредитам. Я это делаю исправно. Я же не опасаюсь того, что если я нарушу закон, милиция может придти ко мне домой и узнать мой мобильный телефон без сотового оператора. Вообще, скоро мы дойдем до того, что нас очень легко будет найти по нашему пути в интернете. Это никакой сложности не составит. Просто есть очевидная данность: у каждого человека есть мобильный телефон, и скоро розыск людей по мобильному телефону будет осуществляться не только органами правопорядка, но и налоговой службой, службой судебных приставов и т. д.
Что касается безопасности сохранности личных данных при осуществлении запросов о своих задолженностях, то это уже вопрос технологии. То есть насколько данная технология позволит процесс обезопасить, чтобы правильно осуществлялась идентификация, чтобы четко определить, что запрос об этих данных направляете именно вы, а не кто-либо иной, кто хотел бы получить эти данные. Тут опять же встает вопрос бюджета. Если это будут делать люди, которые комплексно будут заниматься интеграцией, я думаю, что вопрос безопасности персональных данных будет одним из ключевых.
Дмитрий БАГИНСКИЙ