Дмитрий Медведев прилетел в Берлин по приглашению Ангелы Меркель. Во время парада на Красной площади ей не удалось толком пообщаться с российским лидером, поэтому она решила позвать его к себе в гости.
Прямо из аэропорта Медведев на вертолете отправился в деревушку в 60 км от Берлина — там расположена правительственная резиденция Мезеберг. Прогулялся с канцлером по парку, начав более чем 10-часовой переговорный марафон.
«Встреча была беспрецедентной по наполнению», — не скрывал на пресс-конференции российский президент. «Мы постарались обеспечить хорошую погоду, чтобы показать себя в лучшем свете», — улыбалась Меркель.
Они обсудили практически все волнующие Москву и Берлин вопросы — от позиций стран на «двадцатке» (поскольку она будет посвящена регулированию финансовых рынков, то они довольно схожи) до планов по спасению евро. Но в основном сконцентрировались на теме без опасности.
Итогом переговоров можно считать подписание меморандума, который предусматривает возможность создания Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности на министерском уровне. Предложение, которое сделал Меркель Медведев, прозвучало ровно через два года после того, как в Берлине он выступил с идеей договора о европейской безопасности.
Комитет появится «не ради того, чтобы создать новый бюрократический орган, а для того, чтобы решать практические задачи», — разъяснял российский президент. Например, в Приднестровье, согласилась Меркель. «Мы внутри ЕС вместе с Россией должны заложить основы гражданско-военного урегулирования вопросов. Мы заметили, что форматы, которые у нас до сих пор были, недостаточны. Мы должны сейчас вместе постоянно обсуждать очаги конфликтов», — признала она.
Завтра инициатива будет рассмотрена в Брюсселе. Согласно меморандуму, комитет станет площадкой для обмена мнениями по насущным вопросам международной политики и безопасности. Кроме того, он позволит разработать принципы проведения совместных операций России и ЕС по кризисному регулированию, выработать рекомендации по конкретным вопросам сотрудничества.
Журналисты поинтересовались, почему такие общеевропейские темы Россия и Германия решают между собой. «Я считаю, что сначала хорошие идеи можно обсуждать на двустороннем уровне, а потом выходить с предложениями на уровень Еврокомиссии и других структур. Это не значит, что мы хотим свернуть сотрудничество с Брюсселем или подменить его сотрудничеством с другими государствами. Но хорошие идеи сначала должны откристаллизоваться на личном уровне, а потом их можно продвигать дальше», — убежденно заметил Медведев. «Метод работы Евросоюза в том, чтобы согласовать позиции всех европейских государств, но часто невозможно дойти до единогласия, поэтому надо иногда принимать решения и представить их уже другим государствам», — согласилась Меркель.
До единогласия Россия и ЕС пока не могут дойти и в другом ключевом вопросе совместных отношений — отмене шенгенских виз для россиян. «Мы со стороны Германии ведем достаточно осторожный курс, — слова Меркель звучали неутешительно. — Что касается освобождения от виз, это не связано с Россией, с Германией. Это просто наш общий подход. Это относится и к Украине, и к другим государствам в мире». Она заметила, что продвигаться вперед все же необходимо: «Сейчас настало время, когда уже нельзя будет откладывать этот вопрос. Нужно решить, что нужно сделать, чтобы перейти к безвизовому режиму. Долгое время это не обсуждалось конкретно». Меркель пообещала обговорить с МВД и МИД Германии, «какие у нас есть еще вопросы к России».
— Наша позиция абсолютно проста, — заметил Дмитрий Медведев. — Россия к отмене виз готова: поменяла законодательство, вводит биометрические паспорта, заключила соглашения о реадмиссии. Все наиболее опасные элементы, которые могут приехать, это сделают и при наличии виз, — добавил российский президент. — И, к сожалению, с ними нужно бороться совершенно другими способами — так, как мы боремся с терроризмом на всей нашей планете. А к обычным людям нужен другой подход. Без решения этого вопроса не выстроить масштабного партнерства, рассчитанного на годы вперед, убежден Медведев.
Зато по иранскому вопросу у России и Европы полное взаимопонимание. Меркель отметила значительный прогресс в отношении Москвы к ядерной программе Тегерана. «Еще два года назад это было не так, — сказала она. — А сейчас мы достигли единой оценки ситуации… Если качественно ничего не изменится, могут быть приняты санкции». «Никто не хочет санкций, но в некоторых случаях о них приходится договариваться, — кивнул Медведев. — Нельзя продолжать тиражирование безответственного поведения… Надо слушать, что говорят на международной арене, общаться с партнерами».
Падающий курс евро также не остался без внимания российского лидера. По его словам, если из мировой финансовой системы «выдернуть ножку в виде евро, последствия будут похуже кризиса в 2008 году». Заявив, что от ситуации в еврозоне зависят многие экономические процессы в России, Медведев признался, что его удовлетворили разъяснения канцлера. «Сейчас я уверен, что наши коллеги смогут справиться с проблемами, которые существуют», — заключил он.
Кира ЛАТУХИНА