Число взысканий задолженности по кредитам с компаний за первые четыре месяца этого года сократилось вдвое по сравнению с тем же периодом 2009 г. Зато сумма взысканий выросла в пять раз. Об этом свидетельствует статистика, предоставленная «Маркеру» в УФССП (управление Федеральной службы судебных приставов России по Москве). И это в кризис, когда число заемщиков-юрлиц, не возвращающих кредиты, по свидетельству банков, возросло. Дело в том, что банки устали от затяжных судебных процессов и пытаются всеми правдами и неправдами собрать долги в досудебном порядке ― либо самостоятельно, либо с помощью коллекторских агентств. Поэтому число взысканий сокращается. До суда доходят в основном наиболее крупные дела ― отсюда взрывной рост взыскиваемых сумм.
Судебные приставы увеличили сборы в пять раз
Статистика УФССП России по Москве противоречива. С одной стороны, она свидетельствует о резком росте объема сбора задолженности с юрлиц в денежном выражении. За четыре месяца 2010 г. судебными приставами УФССП России по Москве с предприятий в качестве задолженности по кредитам взыскано более 612 млн руб. Это в пять раз больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Рост объема сборов в денежном выражении логичен, потому что в кризис много крупных предприятий находилось на грани разорения и суммы их долгов резко возросли, объясняет Александр Федоров, гендиректор коллекторского агентства «Центр ЮСБ», специализирующегося во многом на взыскании долгов с юрлиц.
Банкиры стараются избегать судов
В период с 1 января по 1 мая этого года на исполнении у судебных приставов находилось вдвое меньше дел, чем за аналогичный период 2009 г. — 1513 исполнительных производств (может объединять несколько должников о взыскании кредитной задолженности с юрлиц). Дело в том, жалуются банкиры, что суды завалены долговыми делами. Процессы длятся по полгода, а то и дольше. Банкам это не на руку: общий объем просроченных кредитов за год вырос ― по данным ЦБ РФ, которые большинство экспертов считает сильно заниженными, с 4 до 6,5%.Это только исходя из той части кредитов, которая не погашена вовремя. А банки зачастую с заемщиков, допустивших серьезные просрочки, требуют погашения всей суммы И только сейчас начались исполнительные производства по искам, поданным в разгар кризиса.
Коллекторы переключаются на юрлиц
Столкнувшись с затяжными процессами на практике, банки стали расширять собственные подразделения по взысканию задолженности и чаще прибегать к услугам внешних коллекторских агентств (раньше коллекторские агентства преимущественно специализировались на взыскании долгов физлиц), чтобы выбивать долги из юрлиц. Взыскание дебиторской задолженности предприятий, например, в связи с большим количеством обращений с недавнего времени стало одним из ведущих направлений деятельности крупной коллекторской компании ― долгового агентства «Пристав».
При этом банки делают все, чтобы не доводить дело до суда. «Раньше банки находили возможности для реструктуризации или забирали бизнес за долги. Но теперь, когда они столкнулись, в частности, со сложностями по реализации непрофильных активов, они пытаются взыскать деньги, притом преимущественно в досудебном порядке, — говорит Александр Федоров из агентства «Центр ЮСБ», и получить деньги, а не имущество». Ведь в последнее время они столкнулись с тем, что у них на балансе оказывается множество непрофильных активов, перешедших в качестве залога, с которыми неизвестно, что делать: никто их не покупает, а средства на поддержание этих активов тратятся большие.
В ближайшее время желание банков взыскивать долги до суда будет только расти. Дело в том, что в конце 2008 г. ЦБ РФ предоставил банкам возможностьв рамках указания 2156-У оценивать обслуживание кредита как хорошее, если просрочка по нему для юрлиц не превышает 30 дней. Но с 1 июля 2010 г. к новым кредитам вновь будут применяться более жесткие требования ― они будут считаться плохими, даже если просрочка будет больше пяти дней. Банкиры надеются, что коллекторы станут действовать быстрее, чем суды, и благодаря им удастся успешнее бороться с просрочкой.
Юлия ПОЛЯКОВА