Сбербанк разочаровал акционеров низкими дивидендами. Им осталось лишь утешиться обещанием президента банка Германа Грефа превратить крупнейшую финансовую организацию России в «лучшую компанию мира». Правда, это произойдет только через 10 лет.
Годовое собрание акционеров старейшего российского банка прошло 4 июня в его центральном офисе на улице Вавилова в Москве. В этом году банк впервые решился пригласить на собрание прессу, правда, в зал журналистов не пустили: за ходом заседания можно было наблюдать на плазменных панелях, установленных в пресс-центре.
Камеры фиксировали, как под довольно заунывную музыку акционеры постепенно заполняли зал. Собрание началось практически без опозданий, в 10 утра.
«В прошлом году мы все стали свидетелями того, как вслед за мировыми рынками в экономике России последовал спад. На России кризис сказался гораздо сильнее, чем на других странах»,— этими словами начал свой отчет перед акционерами председатель правления Сбербанка Герман Греф.
Он подчеркнул, что главным достижением считает тот факт, что банку не пришлось привлекать деньги из госбюджета в уставный капитал. Так, например, поступил второй после Сбербанка крупнейший банк страны- ВТБ. «Мы не были капитализированы за счет государственных средств»,— с гордостью сказал Греф.
После этой отрадной новости он вернулся к описанию трудностей, с которыми банку пришлось столкнуться в прошлом году. «На первую половину 2009 года пришелся пик экономического кризиса, падение промпроизводства в отдельных странах достигло 30%, в России ВВП рухнул на 7,9%, инвестиции сократились на 17%»,— нагнетал обстановку Греф.
Без запятых
Глава Сбербанка сообщил акционерам, что для системообразующих банков этот период оказался «вдвойне сложным». «Нам необходимо было свернуть кредитование, но мы понимали что если Сбербанк это сделает, будет наблюдаться эффект домино»,— обозначил меру системообразующей ответственности Греф. В результате, весь период кризиса банк продолжал выдавать кредиты.
«Перед банком стояла дилемма: „Кредитовать нельзя не кредитовать». Запятую можно было ставить в любом месте, но мы приняли решение не сокращать количество кредитных продуктов»,— сообщил Греф.
Далее в его выступлении постепенно стали нарастать мажорные нотки: с конца прошлого года стала отмечаться стабилизация, а в первые месяцы 2010 года зафиксирован значимый прирост кредитного портфеля.
Выросло на $1 млрд
Позднее в ходе пресс-конференции по итогам собрания вице-президент Сбербанка, директор департамента финансов Александр Морозов сообщил, что, по предварительным данным, в мае по сравнению с апрелем кредитный портфель физлицам увеличился на 1,5%, юрлицам- на 0,5%, а общий прирост по всем кредитам Сбербанка приблизился к 30—31 млрд рублей.
Тайна экспоненты
Переходом ко второй, по всей видимости, главной части речи Грефа стал ролик на отвлеченную тему — об «экспоненциальном времени». Правда, находящимся в пресс-центре журналистам увидеть его не удалось. Камеры упорно фиксировали сосредоточенное лицо главы Сбербанка. По отрывочным данным, полученным от представителей пресс-службы, ролик не был связан со Сбербанком, а показывал, как все стремительно меняется в современном мире.
Именно эту мысль попытался облечь в слова и глава Сбербанка. «Нам надо очень быстро меняться»,— предупредил акционеров Греф, отметив, что процесс должен происходить «в два раза быстрее, чем у конкурентов». «От того, с какой скоростью мы будет меняться, будет меняться и страна»,— не оставил выбора президент Сбербанка.
69 приоритетов
Новая стратегия банка предполагает «разворот лицом к клиенту»,— подчеркнул Герман Греф. Для этого уже разработано 69 приоритетных программ.
«Сбербанк должен становиться все более удобным и современным»,— сказал Греф. Так, уже начали функционировать «офисы будущего», один из которых расположен на Цветном бульваре в Москве, два других открылись накануне собрания акционеров. Далее Греф подробно описал этапы «технологической революции», которая неизбежно произойдет в ближайшие несколько лет в банке.
«Сбербанк не только продемонстрировал свою устойчивость в период кризиса, но и по целому ряду показателей упрочил свое положение на международном рынке»,— подчеркнул бывший министр экономического развития. Все это дает основания менеджменту Сбербанка с оптимизмом смотреть в будущее. «В течение 10 лет мы должны создать лучшую в мире компанию»,— закончил свое выступление Герман Греф.
Пробежались по повестке
Следующие выступающие оказались более лаконичны. По-быстрому представили на утверждение годовые отчеты, аудитора, проинформировали о положительных результатах аудиторской проверки по итогам 2009 года.
Кроме того, вкладчиков сдержанно проинформировали, что им необходимо одобрить дивиденды за 2009 год в размере 8 коп. на обыкновенную акцию и 45 коп. на привилегированную. Общий размер дивидендов составил 2,17 млрд рублей или ровно 10% от суммы чистой прибыли за 2009 год — 21 млрд 69 млн рублей.
Упало в пять раз
По итогам 2008 года Сбербанк выплатил дивиденды на сумму 10,99 млрд рублей из расчета 48 копеек на одну обыкновенную акцию и 63 копеек на одну привилегированную акцию. На дивиденды было направлено 10% чистой прибыли банка за 2008 год.
Бесценный Гупта
Вкратце рассказали и об изменениях в составе Наблюдательного совета банка. Выяснилось, что накануне собрания управляющий директор McKinsey Раджат Гупта «взял самоотвод». Первый зампред Центробанка Георгий Лунтовский взял на себя труд зачитать письмо Гупты, объясняющее мотивы принятого решения. «Необходимость длительных перелетов делает невозможным мое присутствие в Наблюдательном совете»,— процитировал Лунтовский. Гупта также проинформировал акционеров, что «плодотворное сотрудничество будет продолжено в другом формате».
Позднее Герман Греф признал, что Гупта оказался полезен банку при решении отдельных вопросов, в том числе, в отношении присутствия Сбербанка на индийском рынке. «Он принес нам знание и опыт, при разработке новой стратегии этот опыт был бесценен»,— подчеркнул Греф.
За работу в совете Раджату Гупте будет выплачено вознаграждение в размере 428,6 тыс. евро. Кроме того, ему будут возмещены расходы, связанные с исполнением обязанностей члена наблюдательного совета, в размер $15,7 тыс. Таким образом, Гупта стал самым высокооплачиваемым членом Наблюдательного совета Сбербанка. Как объяснил Греф, это вознаграждение «соответствует мировым стандартам».
Миллионы для совета
Независимым членам Наблюдательного совета, если они также являются председателями комитетов, банк выплатит по 3,5 млн рублей. Размер вознаграждения остальным независимым членам набсовета составит 2,5 млн рублей, а членам набсовета, не относящихся к категории независимых,— 1 млн рублей каждому.
В состав нового наблюдательного совета избраны 17 человек: председатель Центрального банка (ЦБ) Сергей Игнатьев, два его первых заместителя- Алексей Улюкаев и Георгий Лунтовский, главный аудитор ЦБ Валерий Ткаченко, директор сводного экономического департамента ЦБ Надежда Иванова, директор департамента операций на финансовых рынках ЦБ Сергей Швецов, помощник президента РФ Аркадий Дворкович, вице-премьер- министр финансов Алексей Кудрин, замминистра финансов Алексей Саватюгин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, директор департамента экономики и финансов правительства Андрей Белоусов, начальник МГТУ Константин Шор (независимый директор), ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев (независимый), председатель правления казахстанского национального фонда «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов (независимый), ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир Мау (независимый), президент Сбербанка Герман Греф и зампредправления Сбербанка Белла Златкис.
Умерить аппетиты
В ходе собрания слово было предоставлено председателю комитета по взаимодействию с миноритариями Сбербанка Антону Данилову-Данильяну. После нескольких реверансов в сторону руководства банка, Данилов-Данильян робко предложил, чтобы на следующем годовом собрании по итогам 2010 года акционерам были выплачены дивиденды в размере не 10%, а 15% от чистой прибыли, «как в других конкурирующих банках».
Однако Герман Греф категорично отверг это предложение, сообщив, что конкуренты делят между своими акционерами убытки, и их пример не является показательным. «У нас громадная потребность в инвестировании»,— оправдал скупость Сбербанка его руководитель.
По его словам, в будущем, когда основные модернизационные процессы завершаться, возможно, на дивиденды будет направляться более 10%. «Но сейчас этот уровень оптимален. И сколько времени это продлиться, затрудняюсь сказать»,— поделился планами на будущее Греф.
К началу сессии вопросов со стороны акционеров зал уже вяло реагировал на происходящее, тем более что выступления миноритариев не портили настроения президиуму.
Большинство акционеров предпочли ограничиться письменными вопросами, на которые Герман Греф скороговоркой дал довольно расплывчатые ответы. Так, недовольному размерами дивидендов он посоветовал обратиться в совет миноритарных акционеров.
На вопрос о том, не следует ли выплачивать вознаграждения членам Наблюдательного совета акциями, пояснил, что ранее
Единственное, о чем Греф говорил с воодушевлением- это опционная программа для менеджеров, на введении которой настаивает Сбербанк. По мнению Грефа, без этого инструмента банк может столкнуться с оттоком кадров.
«Я их выбираю, потом трачу много личного времени и сил на их обучение»,— рассказал глава Сбербанка. Вместе с тем, вознаграждение топ-менеджеров не на рыночном уровне может обернуться тем, что их, обученных, будут перекупать другие банки.
Поможем родному Сбербанку
Устные выступления акционеров также оказались не слишком внятными. К примеру, один из вкладчиков попросил Грефа разрешить «шортить по телефону». Другой призвал коллег-акционеров «поддержать родной Сбербанк в модернизации», хвалил «творческую самоотдачу» сотрудников банка.
Почему-то повеселил президиум перечень предложений миноританого акционера Натальи Голубевой, которая призвала лишить всех руководителей вознаграждения, повысить дивиденды до 10 копеек, но самое главное- отказаться от всякого сотрудничества с Раджатом Гуптой, оказавшегося в эпицентре скандала по поводу использования инсайдерской информации на американском фондовом рынке. Правда, участие Гупты в инсайдерских сделках не доказано судом.
Хотя Гупта и покинул Наблюдательный совет банка, он, тем не менее, по-прежнему работает на Сбер, но теперь уже в ранге советника Грефа.
«Дайте отдохнуть и поесть»
В кулуарах собрания царила вполне благодушная атмосфера. Впрочем, кислые лица «рядовых» миноритариев несколько выделялись на фоне улыбающихся представителей банка с красивым значком-логотипом Сбербанка в петлице.
«Я хочу просто отдохнуть и поесть»,— в ответ на просьбу корреспондента GZT.RU поделиться впечатлениями от собрания прошептала преклонных лет вкладчица, уплетавшая бесплатные бутерброды и пирожки, на которые оказался щедр Сбербанк.
На вопрос, устраивает ли их уровень вознаграждения, акционеры предпочитали отвечать уклончиво. «Передо мной нет всех карт»,— поделился инвестор, представившийся Юрием Константиновичем. «Просто кричать- мне мало, или им много, я не имею права»,— подчеркнул он, рассказав, что сам 15 лет проработал в Сбербанке.
Дисциплина молчания
«Здесь собрались, в основном, акционеры-профессионалы, работники Сбербанка, а им и так уже все ясно»,— объяснил свою покорность Юрий Константинович. По его словам, все, кто присутствовал на собрании, давным-давно изучили политику банка, и возмущаться с места «и по служебной этике права не имеют, да и по своему экономическому разумению». «Это не базар, мы самые дисциплинированные банковские акционеры»,— добавил собеседник GZT.RU.
Были и другие точки зрения. Автор последней зачитанной президиумом записки с вопросами — Наталья Голубева посчитала, что над ее предложениями смеялись напрасно.
«Сотрудничество с Гуптой не делает чести Сбербанку»,— высказала свое мнение акционер. Мирный характер собрания Голубева объяснила тем, что «все пришибленные». «Как вам нравится- акция стоит 70 рублей, а мы получаем дивиденды 8 копеек на акцию в год,— возмущалась она.— Все сидят и молчат, потому что понимают, что их голос ничего не решает. Я не думаю, что еще раз приду на это собрание. Мы здесь- никто».
Из отчета Сбербанка
По итогам 2009 года стоимость обыкновенных акций Сбербанка возросла в 3,6 раза, привилегированных- в 7,6 раз. При этом индекс российского фондового рынка (индекс ММВБ) вырос лишь в 2,2 раза. С апреля 2009 года обыкновенные акции Сбербанка вышли на первое место по объемам торгов на ММВБ.
Крутой отец
«Сами виноваты, что нас ведут опять как стадо на заклание»,— поддержал разговор еще один миноритарий Сбербанка, не пожелавший представиться. «А я не теряю надежды, что мой сын, которому 16 лет, возможно, оценит это вложение, и скажет, что его отец- крутой»,— возразил Юрий Константинович, держатель пакета в 9 тысяч акций.
При голосовании по повестке дня акционеры выказали редкое единодушие: практически по всем вопросам «за» высказались более 99% процентов собравшихся. Единственным исключением оказался вопрос о вознаграждениях членам Наблюдательного совета. Здесь поддержали предложения руководства банка чуть более 92% пришедших на собрание.
Некоторые предпочли продать
По данным Сбербанка, за год доля физических лиц в уставном капитале уменьшилась на 2,5% с 8,7% до 6,1%. Всего на 1 апреля 2010 года у Сбербанка было 147 тысяч 130 акционеров.
Наталья ГОВОРОВА