Вопрос, который мучает меня уже не первый месяц: неужели кризис позади? Люди выстраиваются в очередь за новыми автомобилями. У дилеров в наличии новых машин почти нет. Нужную модель и комплектацию надо заказывать и ждать
Конечно, сейчас еще не вернулось «золотое» время бума иномарок, которое мы наблюдали с начала 2005 по середину 2008 года. Тем не менее, по лицам дилеров сейчас уже видно, что им совсем не так тревожно и тоскливо, как было в прошлом 2009 году. За время кризиса они успели оптимизировать свои структуры, избавиться от лишнего «балласта», немножко умерить амбиции, а новые проекты и прожекты отложить «на потом». А тут и продажи потихонечку пошли «в гору»…
Так за счет чего начал восстанавливаться наш авторынок? Что, у людей снова, помимо непреодолимого желания обладать новым автомобилем, вдруг появились свободные деньги? Навряд ли. Число безработных — на максимуме. Зарплаты пока еще далеки от докризисных уровней, премий почти нет, а норма прибыли в малом бизнесе сейчас на порядок меньше той, что была до осени 2008 года. Вывод один: положительная динамика обеспечивается «стимуляторами роста». А это, своего рода, «анаболики» для накачки рынка. Вкачиваешь — масса растет, перестаешь — все постепенно сдувается…
Но в правительстве нашем спорт в почете, и «щегольнуть» голым торсом вполне под силу. Видимо и в стимуляторах там тоже неплохо разбираются. Два из них уже успешно внедрены на российском авторынке. Первый «рыночный анаболик» — утилизационная премия в 50 000 руб., стартовавшая в Международный женский день, — пошла, что называется, «на ура». Первую «порцию» в 10 млрд руб. «проглотили» за три месяца и уже готовы ко второй «десятке ярдов». Но сейчас речь не о ней. Есть второй, менее заметный, но при этом не менее действенный «стимулятор» — льготные автокредиты.
Статистика, опубликованная на Slon.ru, говорит о том, что народ с удовольствием выстраивается в очередь за «дешевыми деньгами» под покупку машины. Субсидированные на 2/3 ставки ЦБ кредиты, на фоне стандартных условий в 15—18% годовых, оказались вполне привлекательным рыночным продуктом. За 3 месяца в 33 банка, участвующих в программе, обратились больше 130 000 желающих прокредитоваться при поддержке государства. Больше половины из них (57%) получили отказы. Тем не менее, 56 300 человек в этом году уже стали счастливыми обладателями новых авто, за которые будут расплачиваться ближайшие 2—3 года.
Обращает на себя внимание то, что 90% программы льготного автокредитования обеспечивают всего шесть банков. На «Сбер» приходится 37% от общего объема выдачи льготных автокредитов в текущем году. На втором месте с долей в 17% находится «Русфинансбанк», третий — «ВТБ24» (12%), четвертый — «Росбанк» (11%), пятый — «Юникредит» (9%) и шестой «Россельхозбанк» (4%). Напомню, что за весь прошлый год усилиями в основном всего трех банков было выдано 71,6 тысячи льготных автокредитов.
Тем не менее, вопрос об окончании кризиса, обозначенный вначале, так и остается для меня открытым. Накачка мышц при помощи «анаболиков» и рост здорового организма — все же разные вещи. Стране сейчас «как воздух» нужна внятная грамотная промышленная политика, нужно планомерно, кропотливо работать над созданием ряда отраслей экономики, в том числе сильного собственного автопрома. Иначе все «инновации и модернизации» так и останутся на бумаге и выставочных стендах в различных «Экспо».
Сергей ЦЕЛИКОВ