Министерство труда США в пятницу сообщило, что число занятых в американской экономике в мае выросло всего на 41 000 человек. (Большинство из них получили временную работу в госструктурах, приняв участие в переписи населения). Однако Соединенным Штатам необходимо ежемесячно создавать как минимум 100 000 рабочих мест, чтобы угнаться за ростом численности населения.
Другими словами, ситуация на рынке труда продолжает ухудшаться.
Чтобы устроиться на работу, среднему американцу требуется все больше времени: если в апреле на поиск нового места у него уходило 33 недели, то в мае — 34,4 недели, что стало очередным рекордом.
Число американцев, отчаявшихся найти работу, резко возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (1,1 миллиона в мае, что на 291 000 больше, чем в мае 2009 года).
Те немногие американцы, которые в мае устроились на работу в частном секторе, в большинстве своем смогли найти лишь временную подработку через службы занятости.
В этом кроется одна из причин неумолимого снижения средней заработной платы.
Почему нам так трудно избавиться от Великой рецессии? Потому что потребители, на долю которых приходится 70% американской экономики, остались без средств. Они больше не в силах выдавать деньги, как банкоматы, хотя перед Великой рецессией именно так и делали.
Компании не могут снова приступить к найму, пока производимые ими товары и услуги не находят спроса.
От повторения рецессии экономику удерживают три временные меры: правительственная антикризисная программа (выделенные под нее средства израсходованы уже на 75%), удержание процентных ставок близ нулевой отметки (от него придется скоро отказаться, чтобы предотвратить возникновение на рынке спекулятивных «пузырей»), а также обмен (потребители обменяли старые автомобили и технику на новые, корпорации пополнили складские запасы). Да, мы забыли еще про перепись населения.
Скоро все эти стимулы себя исчерпают, и мы снова погрузимся в рецессию.
Розничные продажи уже начали сокращаться.
Что же делать? В краткосрочной перспективе — снова простимулировать экономику. Прежде всего, придется продлить срок действия пособий по безработице и помочь отдельным штатам и городам, которые
Но Сенат, видимо, не в состоянии отличить краткосрочное стимулирование (что необходимо) от долгосрочного долга (что плохо для страны). На прошлой неделе он поставил крест на новых стимулах, будучи встревожен размером дефицита.
В долгосрочной перспективе Америке потребуется новый «Новый курс» (политика президента Рузвельта в 1933—1938 годах), чтобы поддержать страждущий средний класс.
Предыдущие рецессии в большинстве случаев были вызваны тем, что Федеральная резервная система в попытке обуздать инфляцию перестаралась с повышением процентных ставок. Поэтому для того, чтобы победить обыкновенную рецессию, ФРС было достаточно сменить курс и понизить ставки. Но Великая рецессия возникла по той причине, что на рынке жилья лопнул гигантский «пузырь». Победить такую рецессию без реструктуризации экономики нельзя, так как цены на недвижимость в течение долгих лет не смогут вырасти до прежнего уровня или превысить его.
Здесь мы подошли к осознанию главной проблемы: средний класс не имеет денег, чтобы покупать товары и услуги, которые может производить экономика. С чего начать? Следует увеличить налоговый зачет за заработанный доход и распространить его действие на средний класс. Профинансировать такие меры можно за счет повышения налога на предельный доход для богатых, которым сейчас живется лучше, чем раньше.
Роберт РАЙХ