Примерно 12 тыс. «кредитных» автомобилей было продано особо недобросовестными заемщиками, просрочившими выплаты по автокредитам на два года и более без согласия кредиторов. Это оптимистичные оценки, пессимистичные говорят о 20 тыс. незаконно реализованных автомобилей. Приостановить вал таких, по сути, мошеннических сделок очень сложно: в ГИБДД не умеют определять, находится ли продаваемое имущество в залоге у банка. При этом покупатель залогового автомобиля оказывается в крайне неприятной ситуации: ему придется в суде доказывать, что он является добросовестным приобретателем, иначе автомобиль может быть отчужден в пользу банка. А пока крупные банки создают портал, где можно будет узнать, обременен автомобиль кредитом или нет.
На продажу было выставлено «плохих» автокредитов на $500 млн
По оценкам крупнейшего в России коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», за 2009—2010 гг. по 1 мая 2010 г. российские банки выставили на продажу портфели «плохих» автокредитов. До 2009 г. автокредиты на продажу не выставлялись общим объемом $500 млн. Это около 40 тыс. кредитов. Примерно по 30% из них залоги уже утрачены. В подавляющем большинстве случаев проданы. Согласно оценкам другой крупной коллекторской компании ― СКА (Столичное коллекторское агентство) картина еще печальнее. Вероятность утраты залогов по портфелям автокредитов с просрочкой более двух лет составляет 50%. Основная причина та же ― реализация автомобиля без согласования с банком.
Получается, от 12 тыс. до 20 тыс. сделок купли-продажи
ПТС можно легально подделать
Договор залога в ГИБДД не регистрируется. Это позволяет должникам обманывать банки и без их разрешения реализовывать залоговые автомобили. Даже если ПТС (Паспорт транспортного средства — документ, содержащий сведения об основных технических характеристиках транспортного средства, идентификационные данные основных агрегатов, сведения о собственнике, постановке на учет и снятии с учета) находится в банке, недобросовестный заемщик может обратиться за изготовлением дубликата под предлогом утери оригинала документа ― и в ГИБДД такой дубликат сделают, объясняет заместитель гендиректора компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Ирина Поддубная.
Обычному покупателю, приобретающему подержанный автомобиль, очень тяжело быть уверенным, что машина не кредитная. Единственное, что обязательно должно вызвать подозрение, — это дубликат ПТС. Поэтому, например, страховые компании требуют всегда подлинник ПТС, а если предоставляется дубликат, несколько дней проверяют документы или вообще могут отказать в страховке без объяснения причин.говорит исполнительный директор страхового агентства «Мастер» Юрий Раздуев
Банки создают сайт для борьбы с мошенниками
Сейчас пытаются создать сервис,В день — 10 тыс. запросов. Всего в базе сейчас около 500 тыс. авто с помощью которого по VIN-коду можно выяснить,проверить
Приобретатель залогового автомобиля может быть признан добросовестным
Чтобы утраченный автомобиль был возвращен кредитору, суд должен признать, что заемщик, продавший залог без согласия банка, — мошенник (ст. 159 УК). То есть, должно быть возбуждено уголовное дело. Однако до сих пор таких прецедентов не было. Как свидетельствует генеральный директор юридической фирмы «КМ Консалтинг» Константин Егоров Споры по поводу продажи залоговых автомобилей рассматривались только в рамках гражданских процессов: для коллекторов главное — взыскать долг, уголовное наказание мошенника их мало волнует.
У покупателя залогового автомобиля в случае разбирательства есть все шансы не отдать приобретенный автомобиль. «Официально в залоге находятся документы, а не само имущество, — объясняет Константин Егоров. — Тот, кто приобрел кредитную машину, формально не знал и не должен был знать о нарушениях третьих лиц относительно этого имущества. Следовательно, согласно статье 302 ГК, он считается ее добросовестным приобретателем». При грамотном подходе он будет признан добросовестным приобретателем и машина останется у него. Ведь существует постановление Конституционного суда,по порядку применения ст. 167 ГК — «Общие положения о последствиях недействительности сделки» где сказано, что положения статьи о мошенничестве «не могут распространяться на добросовестного приобретателя».
Юлия ПОЛЯКОВА