Представим, что в некоем здании, в двух соседних помещениях, проходят разные пресс-конференции. Одна — по сельскому хозяйству, другая — по банковскому делу. И вот рассеянный журналист спутал двери. Пришел он по ошибке к аграриям, задал вопрос про ставку кредита. И — ничего, не опозорился. Ему с удовольствием рассказали, как трудно фермеру получить дешевые деньги, посетовали, что развиваться на кредитные средства невозможно, и объявили банкиров тормозом экономики. А вот если наш бедолага спросит банкиров о надоях…
— Ты, братец, двери спутал! — под общий хохот укажут ему. — Иди-ка, друг, вон туда, откуда навозом и онучами потягивает! Здесь чистые собрались. Цвет экономики. Соль земли. Основа основ.
Вот ведь странно, правда? Вроде бы банки — всего лишь «слуги» хозяйствующих субъектов. А у нас еще вопрос, кто чей слуга. Банкиры у нас самодостаточные, живут сами по себе, а клиента презирают.
Первый зампред Центробанка Геннадий Меликьян в беседе со мной (а встретились мы на банковском конгрессе, что прошел на днях в Петербурге) посетовал: дескать, не превращаются банковские капиталы в инвестиции, хоть убейся. Но на резонный вопрос — почему? — отвечать не стал. Очень, говорит, тема сложная.
Что ж, попробуем сформулировать за него. Как работает нормальная банковская система? Банк получает деньги от вкладчиков. Потом эти деньги ссужает в рост. Получает доход, который частично возвращает вкладчикам в виде процентов, частично оставляет себе. Что было у нас до пресловутого кризиса?
Банки за депозитами (вкладами) не гнались. Зачем? Есть рынок мировых денег, там шальные доллары раздают по дешевке. Взяли. Куда деть? Да друг другу в долг! Банк — банку! У одного банка, крупного, есть выход на мировой рынок, у мелкого нет. Вот мелкий и берет в долг у крупного. Куда девает? Пускает в производство? Да нет же, ссужает… третьему банку, совсем затрапезному. В какой-то момент система теряет управляемость. Все должны всем, и все вместе — внешнему рынку. Но никто не тяготится. Перекидывая средства туда-сюда, все зарабатывают. Столько, сколько и не снилось от «нормальной» деятельности. И когда вдруг приходит тот же фермер за кредитом, его встречают вопросом: «А что мне с тебя? Мне лично?»
Поговорите с директорами заводов. И вам расскажут, как получить кредит в наших, даже как бы солидных, банках. Берешь миллион долларов — будь добр, двадцать тысяч оставь «на лапе» у кредитного инспектора. Иначе какой ему с тебя навар, не за зарплату же «горбатиться»? Конечно, только часть прилипает к рукам самого инспектора. Как в ГАИ — есть неписаные нормы, сколько передать руководству. Есть и негласные планы сбора, все как у «продавцов полосатых палочек». И ненавидят их так же. На моих глазах один бизнесмен, придя на собрание банкиров, хотел выйти из зала по своим делам, а сумку оставить на кресле.
— Здесь люди богатые, кто позарится? — спроста произнес он.
— Да вот
Что ж, может, кризис научил чему? Сомневаюсь. Получили помощь от государства. Как же, «если развалится банковская система, страна упадет». Переварили. Облизнулись. Откуда еще денег взять? Да вот же, старушка через улицу идет.
— Бабушка, давай к нам! Вот тебе 20% годовых! Нет, 25%!
Центробанк спрашивает: «Ребята, чем отдавать будете? На внешнем рынке больше не перехватите, кризис, «межбанк» замер, нет у вас доходов». А народ уж деньги свои отнес! Шутка ли — 25%! А коли что с банками случится, государство выручит, рассуждают вкладчики. Есть же система страхования вкладов!
Ну а куда все же бизнесмену податься? Есть такое интереснейшее явление. Некоторые банки кредитуют только своих учредителей. Что за странная прихоть? А она и не странная вовсе. Вот я — завод. Мне нормальным путем кредита не получить. Единственный способ — сделать свой банк. Там, в мире шальных денег, зарабатывать. И себе же — на развитие производства — отдавать. Конечно, это извращение. Кто видел неудачливого рыбака, который бросил сети, обернулся акулой и принялся пожирать рыб, рассекая воды морские? С другой стороны, а что, есть альтернативы? Хочешь, чтобы тебя не били хулиганы, сам становись хулиганом!
Многие толкуют сейчас о «банкизации» и видят беду банковского сектора только в том, что банков, дескать, мало, а те, что есть, государственные. Не согласен. Нужна, как модно сейчас говорить, перезагрузка. Раз уж кризис мозги не вправил, значит, нужно
Евгений АРСЮХИН