Российская банковская система постепенно выходит из кризиса. Однако этот факт не должен становиться поводом для эйфории.
Урок первый
Банковскую систему необходимо выстраивать таким образом, чтобы иметь запас прочности на случай неблагоприятного развития событий. B первую очередь это относится к нашим крупнейшим банкам. В 2008 году запас прочности у них был минимальный. И несмотря на то, что основным фактором вроде бы был кризис, реально положение дел было иным. Глубинные причины предбанкротного состояния целого ряда банков заключались в излишне рискованной политике. До кризиса именно эта группа банков придерживалась наиболее агрессивной стратегии развития, в том числе на рынке корпоративного и розничного кредитования, фондовом рынке. При этом менеджмент старался не замечать накапливаемых рисков, а кредиторы, ориентируясь на масштабы бизнеса и принцип too big to fail, охотно давали этим банкам в долг. Кризис показал, что это типичная проблема, характерная как для развитых, так и для развивающихся стран. В итоге на спасение системообразующих банков, переданных в ведение АСВ, пришлось потратить в России 328 млрд рублей.
Как не допустить подобных ошибок впредь? В некоторых странах всерьез рассматривается вариант отказа от модели универсального банка, который и вклады принимает, и кредиты выдает, и является участником рынка ценных бумаг. В России сложилась именно такая система. Стоит ли от нее отказываться — трудно сказать. А вот некоторые ограничения на работу банков на фондовом рынке было бы целесообразно ввести. Кроме того, стоило бы установить более высокие требования к устойчивости и раскрытию информации для крупнейших банков.
Урок второй
Дизайн кредитных организаций, конечно, важен. Но не менее важна устойчивость всей системы. Кризис показал, что с этим есть определенные проблемы. Системные слабости нашего банковского сектора известны давно: слабая капитализация и отсутствие долгосрочных ресурсов. Они порождают дисбалансы в ликвидности и сопутствующие институциональные риски. Приоритетная ставка на иностранные заимствования и портфельные инвестиции, как показал опыт последних лет, не решают проблемы. Она несет в себе значительные макроэкономические риски, которые достаточно легко трансформируются в риски внешнеполитические. На самом деле это лишь частная иллюстрация более общей проблемы. Перед Россией уже не одно десятилетие стоит задача глубокой модернизации. И без накопления внутренних ресурсов ее не провести. Поэтому наша приоритетная задача — накопление собственных ресурсов, конечно, вместе со сбалансированными иностранными заимствованиями и прямыми инвестициями.
Урок третий
В наиболее общем виде его сформулировала министр финансов Норвегии госпожа Халворсен. Оценивая масштаб экономических потрясений в США и странах ЕС, она сказала буквально следующее: «Я всегда говорила, что рынок не может сам себя регулировать. Но даже я была удивлена тем, насколько эта неспособность подтвердилась». Согласен с каждым ее словом. Рыночная дисциплина — вещь нужная и полезная. Но сама по себе она оказалась недостаточно эффективным инструментом предотвращения кризиса. Должны были сработать другие инструменты, ограничивающие принятие игроками повышенных рисков. Но, к сожалению, заранее соответствующие механизмы созданы не были.
Давайте учитывать, что, к сожалению, жадность и стремление к безудержному извлечению прибыли зачастую проявляются в бизнесе. Так было, есть и будет. И не важно, что лежит в его основе: политика акционеров, делающая банк источником кредитования собственных проектов, или доход дилера на фондовом рынке. Очевидно, что этому стремлению должен быть создан противовес. Но значит ли это, что единственным способом, при котором наша финансовая система сможет эффективно функционировать, является жесткое государственное регулирование? Полагаю, что нет. Нужен разумный компромисс между административными методами регулирования и рыночными принципами. Примером подобного компромисса может служить система страхования вкладов.
Ну и, наконец, последний урок. Мы оказались не готовы к масштабному проявлению кризиса. В США уже пришли к пониманию того, что необходимо создать специальный совет по системным рискам. Вопрос лишь в том, будет ли это независимый орган или совет регуляторов. Полагаю, присмотреться к этому опыту будет не лишним.
Александр ТУРБАНОВ, генеральный директор Агентства по страхованию вкладов