Борьба с sms-мошенниками, предпринятая сотовыми операторами, обернулась снижением рынка мобильного контента в I квартале 2010 г. Особенно пострадала МТС: ее выручка от контент-услуг упала за три месяца на 13%, а доля рынка сократилась с 43 до 39%.
Российский рынок контент-услуг (продажа картинок, мелодий, игр и т. п.) снизился в I квартале по сравнению с предыдущим на 2% до 10 млрд руб., подсчитала аналитическая компания AC&M-Consulting. Доходы операторов от других дополнительных услуг (value-added services, VAS), наоборот, выросли: на 12,6% — от передачи данных, на 7,4% — от sms, другие VAS принесли операторам на 8,9% больше, чем в октябре — декабре 2009 г.
Рынок контент-услуг пострадал в основном
Представитель МТС винит в этом мошенников, дискредитирующих контент-услуги: это
«Вымпелком» тоже собирается внедрить услугу AoС, но пока не успел, говорит его пресс-секретарь Анна Айбашева.
Рост доходов «Вымпелкома» от VAS Айбашева объясняет запуском в I квартале ежедневной лотереи «2010» (розыгрыш денежных сумм среди пользователей, отправляющих платные sms). «Вымпелком» боролся и продолжает бороться с sms-мошенничеством, добавляет она, но на его выручку эта борьба повлияла мало. Айбашева объясняет это тем, что на сети «Вымпелкома» действует онлайн-тарификация, не позволяющая абоненту покупать контент при недостатке денег на счете; кроме того, оператор давно применяет к недобросовестным контент-провайдерам жесткие меры в виде штрафов, отключений и блокировки номеров.
«Мегафон» также ввел серьезные штрафы для контент-провайдеров за мошеннические сервисы, говорит начальник департамента по гарантированию доходов и управлению фродом «Мегафона» Сергей Хренов. Кроме того, «Мегафон» уведомляет абонентов о стоимости sms на короткие номера, которые неоднократно вызывали жалобы от абонентов. В результате количество жалоб уже несколько месяцев устойчиво снижается, а трафик стабилизировался, говорит Хренов.
Нет рекламным sms
Комитет Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал депутатам рассмотреть поправки в закон «О рекламе», предусматривающий полный запрет на рассылку sms и голосовых телефонных сообщений рекламного характера без письменного согласия абонента. Автор законопроекта — депутат Максим Коробов, Дума может рассмотреть его в сентябре 2010 г.
Олег САЛЬМАНОВ