Мировая экономика постепенно начала выходить из кризиса, а курс евро выстоит под натиском проблем, подобных тем, что демонстрируют слабые страны Евросоюза. К такому мнению пришли участники Петербургского экономического форума, закрывшегося 19 июня.
Главными действующими лицами последнего дня ПЭФ стали Дмитрий Медведев и Николя Саркози, которые продемонстрировали общую позицию по вопросу реформирования валютной системы и объединению России с Евросоюзом. Впрочем, ни лидер Франции, ни президент России не решились сказать точно, когда же наконец европейская и российская экономика окончательно оправятся от финансовых потрясений последних двух лет.
Саркози готов отменить визы и объединить экономики
Свое выступление прибывший в последний день форума Саркози начал в свойственной ему экспрессивной манере. При этом оба президента неоднократно во время своих выступлений подчеркивали, что их связывают теплые личные отношения. «Я очень верю слову президента Медведева. Франция и Россия очень близки»,— сказал Саркози. Чтобы продемонстрировать это, он начал пропагандировать идеи сближения России и Европы, которые давно озвучивались российским руководством.
Так, французский президент призвал создать новую организацию, «которая объединила бы Европу и Россию на огромном общем экономическом пространстве, где людям давали бы перемещаться свободно, где мы могли бы совместно организовать нашу безопасность, в частности, на основе предложений, которые были сделаны президентом Медведевым».
Впрочем тут же, чтобы оправдать то, что процесс отмены виз между ЕС и Россией пока застопорился, а идея объединения экономки исходит от него лично, Саркози напомнил, что в Евросоюзе 27 стран и достичь консенсуса бывает нелегко. «Я хочу, чтобы вы, российские друзья, поняли, что Европа- это 27 разных стран, которые принимают одно решение. Да, процесс принятия решения иногда слишком долгий, но представьте себе как это сложно»,— сказал французский коллега Медведева.
Мания объединения
Саркози мечтает объединить не только ЕС и Россию, но и саму Европу внутри себя. По словам француза, его главная мечта — объединенное финансово-экономическое правительство ЕС. Про его словам, Европа находится уже в полушаге от такого рода решения. «Но я при этом хочу сказать, что наши страны (ЕС), экономика наших стран- как ваши (российские) предприятия- они не могут выносить резкой политики»,— заявил Саркози явно намекая на то, как неоднократно заявления чиновников приводили к обвалу акций некоторых компаний.
Вера в евро
За все время экономического форума тема стабильности европейской валюты практически не сходила с площадок обсуждения финансового кризиса. До прихода на площадку пленарного заседания с участием президентов глава Сбербанка Герман Греф буквально допытывался у возглавляющего банк Societe Generale Фредерика Удеа, каков его прогноз относительно стабильности евро. Признав, что вопрос лежит больше в политической, нежели в экономической плоскости, известный эксперт высказал увереннрость в том, что влияние ситуации в Греции и Испании и ряде других стран Еврозоны в итоге будет нивелировано. «Я не верю в сценарий того, что с евро
Соотношение доллар-евро за последний год. Источник: Wolfram Alpha LLC
Опасение за судьбу европейской валюты вызвано тем, что 4 июня курс евро по отношению к доллару упал до уровня $1,21, что стало рекордным минимальным показателем с апреля 2006 года. Обеспокоенность накануне закрытия ПЭФа высказал и российский президент в своем интервью.
«Мы желаем евро скорейшего выздоровления, потому что евро- это и наша валюта, это та валюта, которой мы пользуемся, потому что это резервная валюта»,— сказал выступавший после Саркози Медведев. Видимо, чтобы подтолкнуть Германию согласиться с позицией Франции, российский лидер процитировал Лао Цзы: «Сегодня я ковырялся в интернете и нашел интересную фразу китайского философа. Она, на мой взгляд, попадает абсолютно в точку. Вот что он говорил более двух тысяч лет назад: „Что хуже: получить или потерять. Кто любит, тот тратит, кто хранит, тот теряет. Знающий меру не опозорится, умеющий остановиться не попадет в беду. Помнящий об этом достигнет многого».
Аналитики уверены, что евро будет спасен от обвала
Надо сказать, что среди высокопоставленных российских аналитиков также нашлись те, кто верят в то, что в итоге сильные страны ЕС спасут евро от обвала. Так, накануне, отвечая на вопрос GZT.RU экс-министр финансов, глава ВТБ 24 Михаил Задорнов сказал, что, по его мнению, политический аспект является превалирующим в решении данной проблемы. «Я не думаю, что евро дадут рухнуть»,— сказал Задорнов. Он также отметил в беседе с журналистами, что россияне интуитивно чувствуют тенденции рынка. И на сегодняшний день они, по его словам таковы, что более половины вкладов ВТБ 24- рублевые. Поверил в евро и российский министр финансов Алексей Кудрин, дав на ПЭФ похожий прогноз.
Россия и Франция отрепетировали G20
Так совпало, что ПЭФ проходил накануне встречи Большой двадцатки, которая пройдет уже 26—27 июня в Торонто. В повестке дня значится вопрос регулирования финансовых рынков. Саркози и Медведев обозначили свои позиции в Петербурге. Получилось, что во многом они схожи. Оба полагают, что должна быть сформирована новая валютная система. «Мы ищем и другие резервные валюты кроме евро и доллара»,— отметил Медведев.
Саркози, в частности, накануне G20 высказал мнение о том, что «надо регулировать цены на сырье с тем, чтобы наши экономики не оказались в позиции заложников», а банковские потери должны компенсироваться не государством за счет налогоплательщиков, а страховыми институтами.
«У нас практически нет никаких расхождений»,— заявил Медведев отвечая на вопрос о том, насколько близки позиции России и Франции в преддверии G20. «У нас не совсем одинаковая позиция в том, что касается обложения налогами банков. Но в целом наша стратегия одинакова»,— подтвердил Саркози.
Россия и Франция договорились по всем газовым потокам
В самом конце дня, закрывавшего ПЭФ, Россия и Франция подписали ряд важнейших двусторонних соглашений. Речь идет, прежде всего, о соглашении между «Газпромом» и французской GZD SUIS о вхождении последней в проект «Южный поток» и о взаимопонимании по «Северному потоку».
Помимо этого, были подписаны еще ряд соглашений, касающихся сотрудничества в области экономики, космоса и энергетики. В частности, будет создан российско-французский центр энергоэффективности.
Лилия БИРЮКОВА