В ближайшее время нефть подорожает до 100 долл. за баррель, а газ — до 400 долл. за 1 тыс. куб. м. С таким прогнозом выступил в начале недели глава «Газпрома» Алексей Миллер. Этот прогноз «Газпрома» резко расходится с правительственными сценариями, где предполагается подорожание нефти в ближайшие годы лишь до 79 долл., и только при самых оптимистичных предположениях — до 90 долл. Эксперты считают правительственные ориентиры более реалистичными. А прогнозы «Газпрома» объясняют спекулятивными соображениями.
Цены на газ на европейском рынке вскоре вернутся на уровень 400 долл. за 1 тыс. куб. м. Об этом в прямом эфире телеканала «Вести 24» заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер, которого цитирует и Прайм-ТАСС. Есть тенденция к повышению цены и нет оснований для обратной, отметил он. При этом Миллер выразил уверенность, что вскоре цена на нефть достигнет уровня 100 долл. за баррель, а цены на газ следуют за ней с временным лагом, поэтому есть уверенность, что цена на газ вырастет до 400 долл. и выше.
Кроме смелого прогноза нефтяных цен в заявлении Миллера эксперты увидели и не менее смелую надежду на сохранение жесткой связи газовых цен с нефтяными. При этом новые тенденции ценообразования не дают оснований для подобных надежд. Действительно, с начала 2010 года мировая цена на нефть росла, а газовые цены в Европе падали. В нынешнем году цены на газ упали на 26%, а нефтяные цены увеличились за то же время на 4,2% — указывал министр нефти Ирана Масуд Мирказеми, объясняя решение Тегерана сократить экспорт газа и закачивать его в подземные хранилища или направлять на переработку («НГ» от 26.04.2010). Отказываются от привязки газовых цен к нефтяным и сами европейские потребители.
Направляемые в экономику средства уходят на поддержку иностранных производителей
Так, президент французской GDF Suez Жан-Франсуа Сирелли заявил, что его компания уже находится в процессе переговоров с «Газпромом» об изменении условий долгосрочных контрактов на поставку топлива. Тем более что биржевые цены значительно ниже долгосрочных контрактов — 180—190 долл. против 300—315 долл. за 1 тыс. куб. м («НГ» от 24.05.2010). «Долгосрочные контракты приобретают все меньшее значение, необходимо адаптировать ситуацию, и, чтобы преодолеть возникающие сложности, мы должны пересмотреть свою политику в области заключения контрактов», — говорит Сирелли.
Российские эксперты объясняют слишком оптимистичные прогнозы газовиков заботой о котировках акций концерна, который имеет немалые долгосрочные и краткосрочные обязательства. (Долгосрочные обязательства на начало 2010 года — 1,3 трлн. руб., или около 43 млрд. долл. Краткосрочные обязательства на начало 2010 года — 931 млрд. руб., или около 31 млрд. долл.).
«Прогнозировать цену нефти с высокой долей вероятности аналитики пока не научились, поэтому прогнозы «Газпрома» носят скорее характер желаемого, а не действительного. В этих условиях правительственные оценки более консервативны и позволяют закладывать их в различные прогнозные сценарии развития российской экономики», — указывает эксперт-аналитик департамента исследований топливно-энергетического комплекса Института проблем естественных монополий Николай Исаин. «Прогноз правительства на уровне 79 долларов за баррель является более реальным, чем прогноз «Газпрома». Чтобы нефть выросла до 100 долларов, необходимо увеличения потребления нефти во всем мире, в том числе в Азии и в Китае. От США также ждут восстановления спроса, однако, по последним данным, спрос со стороны американского потребителя может и возобновить снижение. В текущей же ситуации подобный прогноз о 100 долларах выглядит очень оптимистично», — соглашается глава аналитического отдела компании Nettrader.ru Богдан Зварич.
Примечательно, что некоторые российские экономисты считают слишком оптимистичным даже прогноз цен на нефть на уровне 79 долл. «Нужно понимать, что 79—80 долларов остается той предельной ценой, свыше которой начнется серьезное негативное влияние на мировую экономику. Достижение цены в 100 долларов за баррель возможно либо в случае локальных биржевых колебаний, либо в случае глобального изменения конъюнктуры и серьезных инфляционных процессов в мире. Вообще, такой уровень цен — очень плохой симптом. Если цена действительно дойдет до этой отметки, то нам нужно будет ожидать очередного серьезного обвала. И посему радоваться этой цене не стоит, как и закладывать ее в свои прогнозы», — советует гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. По его словам, прогнозы «Газпрома» сложно назвать оптимистичными, поскольку это скорее напоминает прогнозирование новых проблем. «Могу предположить, что такой прогноз «Газпрома» — это закладывание на возможную нестабильность доллара. Если доллар сильно девальвируется, то нефть и газ могут стоить любых денег», — считает эксперт.
«Для «Газпрома» было бы неплохим подспорьем увеличение газовых цен на европейском рынке как с точки зрения прибыли компании, так и с точки зрения расчета с долгами. Но я не думаю, что эксперты компании опирались при прогнозировании на «желаемую» цену», — говорит Зварич.
Михаил СЕРГЕЕВ