Последние изменения в законодательстве сказались на рынке факторинга либо негативно, либо вовсе не повлияли на ситуацию. До английского рынка, который считается эталоном с точки зрения развития законодательства в области факторинга, нам еще далеко. Но для того чтобы приблизиться к «идеалу», одних изменений в законодательстве недостаточно, нужно еще повышать и финансовую грамотность контрагентов.
Заниматься факторингом в России теперь можно без лицензии, соответствующий закон был принят в апреле 2009 года. Таким образом, была снята юридическая неясность относительно лицензирования факторингового бизнеса небанковских организаций. Это открыло новые возможности для выхода на отечественный рынок факторинга новых игроков. Пионерами здесь стали IFC (World Bank Group), FIM Bank (Malta) и TCB (Russia), объявившие о создании совместной факторинговой компании в России. Из ранее созданных коммерческих организаций в прошлом году начали операции VTB Factoring и Russian Factoring Company. Но в целом в разгар кризиса из приблизительно 150 компаний, включая банки, занимавшихся факторингом, на рынке осталось порядка 30. «Отмена лицензирования факторинговых операций стала катализатором для создания факторинговых компаний, принадлежащих банкам, но не ограниченных банковским регулированием. Поэтому в ближайшие годы банки и принадлежащие им факторинговые структуры будут доминировать на российском рынке факторинга», — считает вице-президент ОАО «Промсвязьбанк», директор департамента факторинговых операций Виктор Носов. «Благодаря отмене лицензирования на рынке появилась тенденция создания отдельных факторинговых компаний, — подтверждает заместитель генерального директора факторинговой компании «Лайф» Александр Федоров. — В настоящий момент многие из действующих игроков пошли по пути вывода факторингового бизнеса из банков». Такое желание вполне объяснимо, поскольку развитие факторигового бизнеса на банковской платформе весьма затруднительно в силу имеющихся для банков ограничений со стороны Центробанка. Стоит отметить, что процесс перевода бизнеса в отдельную структуру весьма непрост и требует больших трудозатрат, отличия между банком и обычной компанией колоссальны, приходится менять многие внутренние процессы. При этом отмена лицензирования не повлияла на массовое появление новых игроков, кризис нивелировал это процесс, есть всего несколько прецедентов, отмечает Александр Федоров.
При этом, сотрудничая с новыми факторинговыми компаниями, нельзя не учитывать возможные риски. Факторинговый бизнес очень технологичный и ресурсоемкий, если новая факторинговая структура не имеет отлаженного механизма работы или мощной финансовой поддержки, то это может сказаться на стабильности ее деятельности. Срок «жизни» фактора на рынке имеет очень важное значение при выборе, достаточно вспомнить кризис 2008 года, в результате которого большинство факторов свернуло деятельность. Не всегда стоит бежать за незначительной выгодой, идя на необоснованный риск, прежде всего стоит обратить внимание на надежность финансового партнера, советует Александр Федоров.
Невозможно отрицать тот факт, что в розничной торговле на наших глазах происходит настоящая революция
«Пока заметного влияния
Место на полке
Принятие федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» стало для участников рынка настоящим сюрпризом. Причем не только для торговых сетей и их поставщиков, но и для представителей индустрии факторинга. «Приятный это сюрприз или нет, сегодня точно сказать нельзя. Но невозможно отрицать тот факт, что в розничной торговле отдельно взятой страны на наших глазах происходит революция в отношениях всех участников торговой деятельности», — отмечает Виктор Носов. Одним из участников этой деятельности является фактор — банк или факторинговая компания. По оценкам экспертов ОАО «Промсвязьбанк», через факторинговые счета проходит 1/8 часть всех расчетов между поставщиками и торговыми сетями в России. И с каждым годом факторингом в работе с торговыми сетями пользуется все больше поставщиков.
Революционность закона о торговле для факторов заключена главным образом в п. 7 ст. 9, в котором впервые в отечественной практике устанавливаются ограничения на величину отсрочки платежа в зависимости от срока годности продовольственных товаров, поставляемых в торговые сети. Срок годности до 10 дней — оплата не позднее чем через 10 дней, срок годности до 30 дней — оплата не позднее этого срока. Все остальное продовольствие, включая алкоголь, оплачивается не позднее чем через 45 дней. Для сравнения: средняя отсрочка по сетям в 2009 году составляла 60 дней. «Отсрочка платежа по своей сути есть коммерческий кредит, предоставляемый сети ее поставщиком. Отсрочка — это мощный инструмент в конкурентной борьбе между поставщиками за место на полке. Причем инструмент легальный и прозрачный. А в условиях ограничений, указанных в новом законе о торговле, — едва ли не единственный, реализуемый за пределами торговых объектов, то есть непублично», — констатирует Виктор Носов.
Сегодня никто не заинтересован в том, чтобы факторинг в сетевой торговле продовольственными товарами использовался как «серая» схема
Однозначно плохо оценивает влияние нового закона о торговле на отрасль факторинга Корнелиу Робу: «Лишившись маркетинговых бонусов, сети начали придумывать платные услуги для факторов. В случае если факторинговые компании, специализирующиеся на обслуживании поставок в адрес сетевого ритейла, пойдут у них на поводу, то это, возможно, приведет к удорожанию стоимости услуг для клиентов». «Пока мы еще не ощутили в полной мере последствий данного закона. Но некоторые торговые сети, ссылаясь на этот закон, уже предлагают факторам и клиентам подписывать соглашения, значительно усложняющие взаимодействие сторон. Ряд выдвигаемых сетями требований для работы по факторингу либо заведомо невыполнимы, либо несут в себе неприемлемые для других сторон риски», — добавляет Геннадий Золкин. «В настоящий момент идут горячие дискуссии об этом законе, мы активно ведем переговоры и с поставщиками, и с сетевыми ритейлерами. Цель этих переговоров — сделать новые условия работы удобными для всех», — резюмирует Александр Федоров.
НДС, помноженный на 0
Наблюдая столь бурную реакцию участников рынка на последние законодательные изменения, «Ко» спросил у экспертов, какие поправки в действующее законодательство являются действительно актуальными для дальнейшего развития факторинга в нашей стране. «Во-первых, необходимо привести 43-ю главу Гражданского кодекса РФ в соответствие с международной и российской практикой ведения факторинговых операций», — считает Корнелиу Робу. В ГК РФ используется понятие «финансирование под уступку денежного требования», что, по его мнению, не отражает полностью суть предметной области, поскольку фактор принимает на себя не менее двух следующих обязанностей: финансирование поставщика; ведение счетов по обязательственным требованиям; предъявление к оплате дебиторских задолженностей; защита от неплатежеспособности дебиторов. Также в 43-ю главу ГК РФ необходимо внести целый ряд поправок, защищающих права фактора — например, запрет на повторную уступку клиентом денежных требований, ранее уступленных фактору. Во-вторых, необходимо включить факторинг в список операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. Эту позицию поддержали почти все участники рынка. «Актуальным является вопрос внесения изменений в налоговое законодательство в части решения вопроса о возмещении НДС при уступке денежных требований поставщиков алкогольной продукции и оплате задолженности напрямую фактору», — конкретизировала пожелание Анна Макарова.
В-третьих, необходимы изменения в валютном законодательстве. Основной проблемой для развития экспортного факторинга остается именно оно, уверен Корнелиу Робу. В частности, требования о репатриации валютной выручки на счета, открытые в уполномоченных банках, и требования по обязательному ведению паспортов сделок. В конечном итоге это приводит к тому, что экспортерам в принципе затруднительно работать на условиях отсрочки платежа, вне зависимости от того, используют они факторинг или нет. Например, если экспортер работает по отсрочке платежа и его иностранный покупатель своевременно не оплачивает поставку, то на него может быть наложен административный штраф в размере до 100% от невозвращенной валютной выручки. Одновременно с этим в законодательстве четко не описан порядок получения факторинговой компанией платежей от иностранного покупателя, денежные требования к которому экспортер уступил фактору, с учетом обязательства экспортера обеспечить возврат валютной выручки на свои счета. По сути, международный факторинг могут предлагать только банки.
Еще пять лет назад мы говорили о том, что такое факторинг вообще, поскольку понимания этого термина у огромного числа потенциальных контрагентов не было
«Порядок использования факторинга в сетевой торговле должен быть закреплен законодательно так же, как закреплены ограничения по длительности отсрочек, — уверен Виктор Носов. — Сегодня никто не заинтересован в том, чтобы факторинг в сетевой торговле продовольственными товарами использовался как «серая» схема, позволяющая оптимизировать издержки выполнения требований закона о торговле». Необходимы изменения в Налоговый и Гражданский кодексы с целью уточнения определения понятия факторинга, процедур, связанных с порядком его предоставления. Кроме того, некоторые положения Налогового кодекса, применимые к факторингу, не имеют однозначного толкования, вследствие чего возникают проблемы при определении сумм, подлежащих налогообложению. Соответствующие поправки участниками рынка подготовлены, и они надеются на интерес к их работе со стороны законодателей.
Орфография слова «факторинг»
Помимо совершенствования законодательства, необходимо еще работать и над повышением финансовой грамотности существующих и потенциальных клиентов, уверены участники рынка. Еще пять лет назад мы говорили о том, что такое факторинг вообще, поскольку понимания этого термина у огромного числа потенциальных контрагентов не было. Сегодня слово «факторинг» в большинстве случаев не нуждается в расшифровке. «Но объяснять его преимущества необходимо, ведь руководители многих компаний обладают здоровым консерватизмом и набором инструментов, которые работают, — уверен Виктор Носов. — Зачем менять работающую схему (например, краткосрочное кредитование на пополнение оборотных средств) на новый, для них не опробованный факторинг, им не всегда понятно. Поэтому разъяснять плюсы факторинга необходимо». «До сих пор многие поставщики не знают об это инструменте (факторинге. — Прим. «Ко»). Особенно остро эта проблема стоит для предприятий малого и среднего бизнеса. Мы активно работаем над этой проблемой, основная задача наших специалистов — профессиональное консультирование участников рынка товарного кредитования о возможностях такого инструмента, как факторинг», — подтверждает Александр Федоров.
Необходимость работы над повышением финансовой грамотности клиентов очевидна, уверены все опрошенные «К о» эксперты. Тем более что потенциал у рынка огромный. Напомним, что в докризисные годы рынок рос не менее чем на 50% в год, и, по всей видимости, после стабилизации экономической ситуации данный сегмент будет демонстрировать сопоставимые темпы роста.
Корнелиу Робу, Заместитель председателя Правления Национальной Факторинговой Компании:
«Безусловно, отсутствие порядка в правовой базе создает ощутимые проблемы для развития факторинга в России, однако, даже если в один день все необходимые изменения будут внесены, рынок радикально не преобразится. Главная «головная боль» и в то же время амбициозная область развития — это «подтягивание» инфраструктуры под международные стандарты и формирование рынка, участники которого станут отличаться и продуктовыми решениями, и условиями работы по идентичным решениям, и ориентацией на различные клиентские группы, однако объединяться тем, что под факторингом будет пониматься не только финансирование, но и весь комплекс услуг, сопутствующий факторингу, как это принято во всем мире. В данном направлении сейчас активно ведет работу Ассоциация факторинговых компаний, которая постепенно закладывает прочный фундамент для будущего здания».
Золотые десять миллионов
Богачей становится все больше
В 2009 году количество людей в мире с состоянием более миллиона долларов составило десять миллионов, свидетельствуют данные исследования, проведенного Merrill Lynch Global Wealth Management и Capgemini. Совокупное богатство миллионеров в финансовом выражении составляло 39 трлн долл., что на 18,9% выше, чем в прошлом году. В 2008 году миллионеров было всего 8,6 млн.
По мнению исследователей, данные свидетельствуют о том, что 2009 год больше способствовал индивидуальному обогащению, нежели 2008. «Последние несколько лет были значительными для богатых инвесторов. В то время как в 2008 году количество богатейших уменьшалось, то уже в следующем году наблюдалась обратная тенденция, и в этом отношении мир вернулся на позиции 2007 года», — прокомментировала исследование Салли Кравчек, президент Global Wealth and Investment Management, Bank of America.
«Рост богатейших людей планеты идет в основном за счет населения стран Азиатско-Тихоокеанского региона, главным образом Индии и Китая, а также Бразилии. Именно АТР оставался единственным регионом в мире, где и макроэкономическая ситуация и рыночные драйверы, способствующие индивидуальному обогащению, оставались благоприятными», — отметил управляющий директор Capgemini Бертран Лаваиссер.
Несмотря на то что рост количества миллионеров наблюдался в развивающихся странах, их общее количество в старых капиталистических государствах — США, ФРГ, Японии — остается значительным и составляет 53,5% от общего числа богатых. Северная Америка остается домом для богатых, здесь проживают всего 3,1 млн миллионеров — 31% от всех богатеев мира. В США проживают 2,87 млн миллионеров, за ними следует Япония — 1,65 млн человек. В Германии проживают 861 тыс. миллионеров, в Китае — 477 тыс. человек. Самая высокая концентрация миллионеров наблюдалась в Швейцарии — почти 35 миллионеров на тысячу человек, достигших совершеннолетнего возраста.
Исследователи полагают, что новых миллионеров миру будут поставлять страны БРИК. При этом в скором времени в странах АТР, а также Китае и Индии количество миллионеров превзойдет таковое в развитых странах. В этом регионе самые высокие в мире темпы роста экономики, что и является залогом увеличения количества богатых.
Максим ЛОГВИНОВ