Не дожидаясь встречи на уровне G20, Казначейство Великобритании 22 июня объявило, что с января 2011 г. с финансовых институтов будет взиматься «банковский налог» (UK bank levy). Опираясь на рекомендации МВФ, Казначейство разработало спецификацию налога, которая будет уточняться в течение года. Налогоплательщиками выступят три группы организаций: во-первых, британские банковские группы и ссудо-строительные общества, во-вторых, иностранные дочерние банки и филиалы банков-нерезидентов, в-третьих, британские банки в составе небанковских групп.
Нововведение представляет собой налог на крупные банки. Ему будут подвергаться группы и отдельные организации, чьи совокупные активы составляют не менее £20 млрд ($30 млрд). Пять ведущих банков заплатят около 76% совокупной суммы налога. Небольшие банки от налогообложения освобождены. Налогооблагаемая база рассчитывается, исходя из пассивов банка, исключая: основной капитал (Tier 1 capital); застрахованные государством розничные депозиты; государственные долговые обязательства, переданные без прекращения признания (т.е. репо по гособлигациям); страховые резервы розничных страховых фирм, действующих в рамках банковских групп.
Ставка налогообложения составит 0,07%, однако до конца 2011 г. банки будут подвергаться более льготному налогообложению по ставке 0,04%. До «длинным» рыночным обязательствам со срочностью свыше года (longer-maturity wholesale funding) будет действовать ставка 0,035%. По предварительным оценкам Казначейства Великобритании, доходы бюджета в результате введения налога увеличатся на £2 млрд ($2,95 млрд) в год.
Правительство полагает, что налог будет стимулировать банки пользоваться менее рискованными источниками фондирования своей деятельности. Министр финансов Джордж Осборн заявил, что «банки должны сделать справедливый вклад в снижение потенциальных рисков, которым они подвергают британскую финансовую систему и экономику в целом». Кроме того, Казначейство Великобритании намерено рассмотреть возможность дополнительного налогообложения прибыли банков и выплат их менеджерам.
Банковское сообщество Великобритании, проиграв дебаты о специальном налогообложении, было вынуждено публично согласиться с правительством. Британская банковская ассоциация заявила, что она «полностью понимает роль, которую сектор должен сыграть в восстановлении экономики… он будет работать на выполнение своих обязательств, помогая ее укрепить». Но ассоциация отметила, что в Великобритании находится международный финансовый центр и необходимо, чтобы налог не нанес вреда национальным интересам. Налог должен затрагивать все крупнейшие банки и ссудо-строительные общества, вне зависимости от страны их происхождения. Кроме того, налогообложение необходимо координировать с другими странами, чтобы сохранить конкурентоспособность банковского сектора и избежать многократного налогообложения банков тем же налогом в других странах.
Власти Великобритании приняли предварительные шаги, чтобы согласовать новое налогообложение в Европейском союзе. Одновременно с объявлением о введении британского налога правительства Великобритании, Германии и Франции заявили, что готовы координировать фискальную политику. Согласованное налогообложение банков должно обеспечить однородную конкурентную среду в Европе. Хотя предполагается, что ставка налога будет на одном уровне, спецификация налога будет отражать национальные особенности в каждой из трех стран. Министерства финансов Германии и Франции пообещали конкретизировать свои планы позднее, при обнародовании проектов госбюджета на 2011 г.
Таким образом, британский налог — это не аналог взноса в фонд разрешения банковских кризисов, который проектируется Европейской комиссией. По сути дела, он служит фискальным инструментом, сдерживающим банковскую деятельность. В обмен британские банки не получили никакой компенсации для минимизации отрицательных экстерналий или снижения вероятности кризисов.
Среди очевидных последствий этого налога можно ожидать реорганизацию банковских групп для выхода
Сергей МОИСЕЕВ