Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings отнесло в конце прошлой недели российскую банковскую систему в разряд наиболее рискованных наряду с банковскими системами таких стран, как Азербайджан, Исландия, Ирландия и ЮАР. «НГ» опросила аналитиков на предмет возможного сценария развития банковского кризиса и самой его вероятности в ближайшее время. Большинство экспертов подвергли сомнению негативную оценку Fitch. При этом банковский кризис, по их мнению, если и будет, то скорее всего он пройдет по сценарию 2004 года.
Любопытно, что, относя российскую банковскую систему к наиболее рискованной группе, Fitch одновременно повышает кредитные рейтинги самой Российской Федерации. Только в июле агентство повысило рейтинг России в иностранной и национальной валютах с ВВВ до ВВВ+, дав обоим рейтингам «стабильный» прогноз. Эта деталь удивляет российских аналитиков. «Непонятно, почему они тогда повышают рейтинг России», — задается вопросом аналитик ИК «Тройка Диалог» Антон Стручневский. По его мнению, «никаких макроэкономических показаний для возникновения кризиса нет, есть только риски, связанные с массовым кредитованием банками населения». В то же время, по его словам, гипотетическая опасность для банковской системы кроется в мировой конъюнктуре цен на нефть, на которые ориентируются как целые сегменты экономики, так и простые граждане — заемщики банков. С ним соглашается и аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Денис Мухин: «Российский банковский сектор действительно подвержен потенциальному стрессу, потому что до сих пор очень чувствителен к влияниям извне». Если подешевеет нефть, то людям перестанут повышать зарплату, а долги перед банками останутся, что может породить проблемы с их возвратом и ликвидностью в банковском секторе. Кроме того, по словам директора Центра макроэкономических исследований БДО «Юникон» Елены Матросовой, в структуре активов банков определенную долю составляют вложения в недвижимость и ценные бумаги, чрезмерный рост стоимости которых наблюдается в последние годы. Быстрый рост стоимости таких активов всегда вызывает опасения — не перегрет ли рынок, не снизятся ли цены, не возникнут ли проблемы с ликвидностью.
В то же время аналитики отмечают, что в случае возникновения кризиса ликвидности стабилизирующим фактором может выступить государство. В качестве примера такого вмешательства можно привести 2004 год, когда возникший на рынке кризис ликвидности был погашен с помощью кредитов, которые Центробанк дал банкам, у которых возникли проблемы.
При этом все опрошенные «НГ» эксперты сходятся во мнении, что банковские кризисы в России зачастую происходят совсем не по экономическим показателям. Так, ведущий аналитик ИК «Максвелл Капитал» Алексей Воробьев напоминает, что «кризис доверия» на рынке межбанковского кредитования в 2004 году был, по сути, спровоцирован не экономическими показателями, а высказываниями главы ФСФМ Виктора Зубкова о наличии черных списков банков. «ЦБ просто не стал опровергать его слова, что по цепочке привело к «кризису доверия». Напомним, что в результате событий лета 2004 года банковский сектор стал «легче» на несколько десятков банков, включая перешедший под контроль государства в лице ВТБ гигант Гута-банк. К тому же ЦБ уже давно говорит о том, что в стране чересчур много банков и призывает к более плотной консолидации банковской системы. По мнению регулятора, России достаточно не больше 500 кредитных организаций, в то время как сейчас их количество переваливает за тысячу.
Надежда ПОМЕРАНЦЕВА, Екатерина ГУРКИНА