Вслед за слиянием «Пятерочки» и «Перекрестка» сети объединяют и свои технологии. Как стало известно «Бизнесу», «Пятерочка», которая до сих пор не принимала к оплате банковские карты, запустила этот сервис в пилотном режиме в Москве и Петербурге. Затем компания планирует объявить конкурс среди банков на обслуживание объединенной сети супермаркетов.
О слиянии «Пятерочки» и «Перекрестка» было объявлено в мае этого года. По условиям сделки Pyaterochka Holding выкупила 100% акций «Перекрестка» у «Альфа-групп», менеджмента сети и инвестфонда Templeton за $1,365 млрд. Затем «Альфа-групп» выкупила 54% объединенной компании за $1,178 млрд у акционеров «Пятерочки», которые сохранят за собой 21,2%. В результате слияния на российском розничном рынке образовался новый лидер: выручка двух компаний в прошлом году составила $2,4 млрд, что на $800 млн больше, чем у «Магнита». На начало июля в сеть «Пятерочка» входили 870 универсамов, в том числе 479франчайзинговых, в «Перекресток» — 143, включая десять франчайзинговых.
Теперь розничные сети начали объединять и свои технологии. Как рассказал «Бизнесу» финансовый директор Pyaterochka Holding Виталий Подольский, недавно компания запустила пилотный проект по приему карт в магазинах «Пятерочка». До этого сеть дискаунтеров не принимала к оплате на своих кассах банковские карты, зато их принимал «Перекресток». Карты начали принимать три магазина «Пятерочка» в Москве и несколько — в Петербурге, партнером компании по эквайрингу (приему банковских карт к оплате) стал Райффайзенбанк, который работает с «Перекрестком», уточнил Подольский. По его словам, если проект окажется удачным, Pyaterochka Holding объявит конкурс среди банков на обслуживание объединенной сети супермаркетов. «Это должен быть крупный розничный банк с филиальной сетью в регионах, отвечающий нашим пожеланиям по цене»,— говорит он.
«Пятерочка» — одна из последних крупных сетей, которая еще не начала принимать к оплате банковские карты,— сейчас с ними не работают только Metro и «Копейка». Недавно начал принимать карты и российский «Ашан», однако исключительно эмитированные сетью совместно с Финансбанком и Visa. «Рынок эквайринга поделен, клиенты, особенно крупные, разобраны.
Осталосьмало сетей, которые пока не принимают карты к оплате. Поэтому любая возможность приобрести клиента, да еще крупного, интересна банкам, развивающим это направление»,— говорит заместитель председателя правления Инвестсбербанка Максим Чернущенко.
Однако дискаунтеры с нежеланием идут на договорные отношения с банками, отмечает замначальника департамента розничного бизнеса Русского банка развития Владимир Тарико. «Маржа таких магазинов крайне невелика, а минимальная банковская комиссия за торговый эквайринг делает не слишком привлекательным прием и обслуживание карт в дискаунтерах»,— объясняет Тарико. Чтобы оправдать нововведение, сети может понадобиться пересмотреть ценовую политику, отмечает он.
«Зато обороты после введения нового сервиса могут увеличиться»,— уверен Чернущенко из Инвестсбербанка. По его словам, это произойдет и за счет новых клиентов, которых привлечет сервис, и за счет роста среднего чека. «Когда клиенты расплачиваются картами, особенно кредитными, средние траты больше»,— отметил Чернущенко.
Елена ХУТОРНЫХ