Российские биржи, стремясь перетянуть на себя как можно больше оборотов, внедряют новые технологии торговли и гарантий исполнения сделок, расширяют время торгов, формируют новые рыночные сегменты.
Большинство профучастников ключевой биржевой новацией последнего времени считают режим торгов с центральным контр агентом на условиях так называемого частичного предварительного депонирования средств и расчетами T+n. Участники рынка к этой новации относятся полярно — от полного одобрения до абсолютного скепсиса.
«Частичное преддепонирование означает, что для совершения сделки инвестору необходимо иметь всего 15—20% необходимых средств», — напоминает начальник клиентского отдела ИК «БФА» Екатерина Кукушкина. Окончательный расчет, при необходимости такового, происходит лишь несколько дней. Биржа, в свою очередь, занимает место между продавцом и покупателем в качестве гаранта совершения сделки. Проще говоря, если у одной из сторон для исполнения обязательств не окажется в достаточном количестве денег или ценных бумаг, сделку завершит биржа (в лице центрального контрагента). Она же в дальнейшем будет разбираться с нерадивым участником торгов.
«Возможность совершать сделки на фондовом рынке без депонирования всей необходимой суммы уже давно стала стандартной на Западе, — отмечает генеральный директор ИК «Доходъ» Яков Марков. — Возникают также дополнительные преимущества при ведении единой позиции со срочным рынком».
Профучастники обращают внимание и на расширение времени торгов. Пальму первенства в этом смысле удерживает РТС: торги на ней стартуют в 10.00 (ранее — в 10.30) и заканчиваются в 23.50 (ранее — в 18.00). Впрочем, это не рекорд: биржа «Санкт-Петербург» обеспечивает круглосуточную торговлю фьючерсными контрактами на валютные курсы.
«Вечерняя торговая сессия совпадает с работой западных площадок. Следовательно, у участников фондовых торгов появляется возможность работы с новыми стратегиями, также они могут защититься от гэпов, которые могут возникать в перерыве между торгами, — поясняет Екатерина Кукушкина. — Утренняя сессия — это следующий шаг, который позволяет зарабатывать на движениях курсов валют, которые происходят, как правило, именно в утренние часы, а также управлять валютными рисками».
Директор Северо-Западного филиала ИК «БКС» Никита Демидов считает, что помимо режима торгов с центральным контрагентом упоминания заслуживает также запуск на ММВБ в июле прошлого года нового сектора «Рынок инноваций и инвестиций». «Это дало брокерам и инвесторам новые возможности, позволило запускать интересные продукты и проекты», — полагает
Впрочем, есть и участники рынка, настроенные по отношению к биржевым новациям более скептически. Так, замначальника инвестиционного департамента банка «Зенит» Сергей Матюшин считает, что, сосредоточившись на запуске новых сложных продуктов, биржи ставят телегу впереди лошади. «Ключевым моментом совершенствования биржевой инфраструктуры должно быть увеличение надежности и доверия к биржам, в том числе и через ужесточение требований к их членам, — рассуждает Сергей Матюшин. — К сожалению, российские площадки неохотно идут на это. В такой конфигурации априори не работает принцип солидарной ответственности членов биржи. Также девальвируется статус члена биржи в условиях, когда его может получить любая «помойка».
По мнению
К шагам в этом направлении можно, в частности, отнести создание дочерней структуры ММВБ — ЗАО «ММВБ Северо-Запад». Необходимость появления такой структуры представители ММВБ объясняют именно необходимостью популяризации новых инструментов и налаживанием прямого диалога с региональными участниками рынка (включая частных инвесторов). «Скажем, когда Deutsche Borse вводила торги с центральным контрагентом в Германии, между готовностью собственно биржи и готовностью (во всех смыслах этого слова) участников рынка полностью включиться в новый режим прошло три года», — комментирует вице-президент ММВБ Евгений Эллинский.
Архип СОСНОВ